ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

 

 

СЕКЦИЯ “Информационные технологии”

Электронный Банк Данных

как информационный ресурс ГИА

в современных условиях

 

 

                                                                           Авторы:     Синицын Александр

                                                                                              Вызвант Евгений

учащиеся 8б класса

ГБОУ СОШ с.Ягодное

 

Научный руководитель:       Фоломкин Алексей Иванович

                                               учитель Информатики

 

 

Самара, 2013 г.

Содержание

Введение

3

Исследование существующих ресурсов по подготовке к ГИА.

6

Выбор модуля для создания онлайн-тестов.

10

Систематизация материала.

13

Преимущества «облачных» WEB 2.0 технологий, перед традиционной формой обучения.

16

Заключение

18

Литература

19

Приложения

20

 

 

 

 

Введение

 

Машины должны работать. Люди должны думать.

Девиз компании «IBM»

 

Мы начали изучать информатику с 8 класса. Это предмет нас заинтересовал, и мы  дополнительно посещаем кружок «ИнТеКО». Решили  на следующий год в качестве одного из предметов на ГИА сдавать информатику.

Приобрели книги «Тренировочные варианты экзаменационных работ ГИА 2013 по информатике, 9 класс.» Авторы: Кириенко Д.П. и др,  «Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА 2011. Ф.Ф.Лысенко, Н.В. Евич.» с тестами в книжном магазине, но те шаблонные решения, которые в них предлагаются, не дали нам полного понимания, решение некоторых задач вызывало затруднение.  И информация в интернете не дала ответов на наши вопросы.

Многие задачи мы самостоятельно разобрали, а часть задач нам помог решить наш учитель, он и подтолкнул нас к идее создания единой базы данных по ГИА, в которой мы сможем поделиться найденной и полученной практическим путём информацией.

Актуальность исследования: на дворе уже XXI век. Вся наша жизнь подчинилась компьютерным техно­логиям. Компьютеры те­перь есть практически в каждом доме. Мы используем их и при работе (над домашним заданием), и для развлечений (фото, музыка, видео). Сегодня нет необходимости выходить из дома, чтобы пообщаться с товарищами или приобрести себе новых друзей, для этого достаточно зайти на соответствующие сайты. С момента появления дистанционного обучения (самостоятельная форма обучения, посредством информационных коммуникационных сетей), взаимодействие учителя и учащихся вышло на новую ступень развития. Но несмотря на огромное количество сайтов, которые предлагают широкое применение в этой области, ряд тем затронуты не полностью и приходится потратить много времени, чтобы найти, переработать, систематизировать информацию из различных источников. Создание единой электронной базы данных для подготовки к ГИА стало бы реальной помощью для повышения самообразования учащихся.

 

Объект исследования: процесс самостоятельной подготовки учащихся 8-9 класса  к сдаче Государственной Итоговой Аттестации по Информатике.

 

Предмет исследования: Единство и простота электронной базы данных для подготовки к ГИА по информатике.

 

Гипотеза исследования:  Доказать возможность создания единой электронной базы данных и объединения всех заинтересованных учащихся в сдаче ГИА по информатике.

 

Цель исследования: создать электронный банк данных, предназначенный для подготовки учащихся к ГИА,  хранения и дальнейшего использования собранных, самостоятельно разработанных материалов определённой тематики, проведения онлайн-тестирования, консультаций, который бы давал возможность не только оперативно вводить информацию, но и впоследствии находить её по интересующей тематике, просматривать, дополнять.

Задачи:

  • Провести исследование существующих ресурсов по подготовке к ГИА по информатике.
  • Выбрать модуль для создания онлайн-тестов (ucoz.тест, гугл, онлайнтест) и использующие «облачные» технологии.
  • Систематизировать материалы.
  • Самостоятельно разработать недостающие КИМы и дополнительные задачи.
  • Решить все собранные КИМы и сделать подробные инструкции для решения каждого задания.
  • Собрать теоретическую базу по всем вопросам из КИМов.
  • Собрать весь сопутствующий материал для будущего экзаменуемого (как заполнить документы, что можно брать на экзамен, как подать апелляцию, какие документы необходимо брать на экзамен, какое оборудование и т.д.).
  • Разместить онлайн книги для дополнительного чтения по ГИА.
  • Показать преимущества «облачных» WEB 2.0 технологий перед традиционной формой обучения.

Новизна исследования:   идея использовать новейшие «облачные» компьютерные технологии WEB 2.0 на основе Google Документов и Online Test Pad в форме интернет-интерфейса в подготовке к ГИА по информатике через интерактивное дистанционное обучение.

 

Практическая значимость:  Наша работа является практическим руководством для желающих самостоятельно подготовиться к сдаче ГИА.

Исследование существующих ресурсов по подготовке к ГИА.

Для подготовки к экзамену и самообразованию используют различные источники. На сегодня самый распространённый – это Интернет. Но в нём найти что-то действительно нужное порой очень трудно.

Выполнив простейший запрос в трёх самых популярных поисковых системах yandex.ru (рис.1),  google.ru (рис.2) и rambler.ru (рис.3), в TOP 10 ответов, мы получили следующие результаты:

 

Рисунок 1.

Демоверсии КИМов 2009 и 2010 года. Тренировочные тесты.

 

В Гугл, перейдя по первой ссылке, мы попадаем на страницу, которая предлагает продажу книг, вторая предлагает демоварианты, причём последнее обновление от 2011 года, следующая страничка отправляет в группу в Контакте, которая в свою очередь сообщает о следующем,

 

О какой подготовке идёт речь?

 

Рисунок 3.

Результаты повторяются, на сайтах расположены демонстрационные материалы за 2009-2011 год, онлайн тест, который повторяется на всех страничках. 

         Обратимся на официальный сайт ГИА.

 

Сведения, расположенные на этом сайте, носят организационный характер и никак не помогают подготовиться к самим экзаменам.

         Что же получается? мы столкнулись с тем, что максимум информации, которую можно найти в интернете - это демоверсии с описанием заданий и онлайн тесты (максимум 1-2 варианта), которые повторяются из сайта в сайт.

         Вторым источником для поиска стали книги с соответствующей тематикой.

  1. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА 2011. Ф.Ф.Лысенко, Н.В. Евич.   - Книга содержит 20 вариантов для подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
  2. ГИА 2011: экзамен в новой форме. Информатика: 9 класс. /Д.П.Кириенко, П.О.Осипов, А.В.Чернов  - Книга содержит тренировочные варианты для проведения экзамена в новой форме. 
  3. ГИА 2012. Информатика. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями. Авдошин С.М. и др. Книга содержит варианты заданий, составленных на основе спецификации и демонстрационной версии КИМов, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
  4. Тренировочные варианты экзаменационных работ ГИА 2013 по информатике, 9 класс. Авторы: Кириенко Д.П. и др.  Сборник включает полноценные варианты экзаменационных заданий ГИА.
  5. Тематические тренировочные задания ГИА 2013 по информатике. Авторы: Зорина Е.М., Зорин М.В.  Сборник содержит задания по основным темам курса, варианты экзаменационной работы ГИА, методические комментарии, критерии оценивания и ответы.

И опять всё разрознено и нет общей системы подготовки.

Проведя исследование существующих ресурсов по подготовке к ГИА по информатике, мы сделали вывод: необходимо создать единую Электронную Базу Данных с возможностью дальнейшего расширения (за счёт проведения мастер-классов, вебинаров и онлайн-конференций для выявления и совместного поиска решений наиболее значимых и проблемных ситуаций для подготовки к экзамену). Базу данных мы решили разместить на сайте http://yagod-sch.ucoz.ru, в качестве расширения его функционала. Подчерпнув из вышеперечисленных источников основную идею, мы решили сделать уклон на онлайн-тесты по различным разделам с подробным разбором всех типов задач.

 

 

 

Выбор модуля для создания онлайн-тестов.

В настоящее время все большую популярность приобретают онлайн-тесты по разным тематикам. Постепенно люди переходят от бумаги к цифровой информации. Проводить тесты, рассчитывать результаты, собирать статистику становится все удобнее и проще. Существует довольно много программ, требующих установку на компьютер для тестирования и подсчета результатов.

Выбор модуля для создания онлайн-тестов  мы решили начать с обозначения ряда критериев, которому он должен соответствовать:

  1. Возможность прохождения теста без регистрации на сайте.
  2. Вывод результата сразу после прохождения теста.
  3. Возможность вернуться к предыдущему вопросу.
  4. Возможность вставлять картинки в вопрос.
  5. Различные режимы теста (с подсказками и без).
  6. Установка времени прохождения теста.
  7. Автоматическая проверка результата.

Всем этим требованиям может соответствовать только онлайн  система «Конструктор тестов».

«Конструктор тестов» предоставляет пользователям мощный и простой в использовании инструмент для создания высокопрофессиональных тестов для проверки знаний.

В число его возможностей входят неограниченное количество тем (тестов), faq системы, а также привязывание к созданному тесту музыкальное сопровождение, назначение звуковых эффектов в формате WAV, MID или RMI, добавление графических JPG, JPEG, BMP, ICO, EMF, WMF-файлов, AVI-видео файлов или форматированного текста. Имеется поддержка многопользовательского тестирования на одном компьютере с созданием персональной карточки для каждого пользователя. «Конструктор тестов» оснащён хранилищем результатов, которое собирает и хранит результаты проведённых тестирований с различных персональных компьютеров по локальной сети и отправляет их на сервер официального сайта программы в модуль «Администратор результатов».

Имеется возможность сохранить текст в файл DB, DBF, TXT, HTML, XLS, DOC, RTF, PDF и другие или осуществить его печать на принтере; создание множественного выбора ответа, к примеру, выбор одного/нескольких правильных ответов, самостоятельный ввод ответа с клавиатуры или установка последовательности правильных ответов и другие; создание резервной копии, проверка орфографии, синхронизирование базы данных (экспорт в архив и импорт из него) для переноса с одного компьютера на другой или обмена данными с другим пользователем; копирование тем целиком или только выборочных вопросов; интернациональная поддержка языков; и многое другое.

         Интернет «кишит», конструкторами тестов.  Мы выбирали из 3х самых популярных.

  1. UCOZ – тест.
  2. Google формы.
  3. Online Test Pad.

UCOZ-тест был бы идеальным решением для нашей Базы Данных, так как он встроен в наш сайт, но он не соответствует определённым нами критериям (нет возможности вставлять рисунки, нет возможности вернуться в предыдущему вопросу).

Google Формы – это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро составлять формы для опроса и в виде тестов-опросников. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней. Это прекрасный выбор для нашего будущего теста, если бы не одно НО! Данный тест не показывает результат после прохождения, а  отправляет его на проверку учителю, который в ручном или, при соответствующей настройке, в автоматическом режиме подводит итог. Он также не подходит нам.

Online Test Pad – предлагает возможность и инструментарий для проведения онлайн исследований, экзаменов, викторин, которые базируются на тестах. Их можно проводить как на основе своих тестов, созданных в конструкторе тестов, так и с помощью уже имеющейся базы тестов. Результат, подробная статистика, графики доступны совершенно бесплатно. Сервис создания онлайн тестов совершенно бесплатный.

Данный конструктор полностью отвечает нашим требованиям.

 

 

 

Систематизация материала

Собрав материал для проекта, мы смогли выстроить чёткую структуру будущей электронной базы данных (Приложение 1).

  1. ONLINE тесты по всем вопросам.
  2. ONLINE тесты по разделам.
  3. КИМы.
  4. Разбор решение с 1 по 20.
  5. Теория.
  6. Результаты прошлых лет.
  7. Уроки программирования. Задание 20.
  8. Официальные документы ГИА.
  9. Методические указания по проверке знаний.
  10.  Литература по подготовке к ГИА.

Добавили форму для OnLine консультации.

 

Тесты были разбиты на 2 раздела. Тесты по всем вопросам

 

и тесты по конкретному разделу.

 

В раздел КИМы разместили все найденные и разработанные нами задания, которые можно скачать, распечатать или просмотреть сразу на сайте. Заданий уже 35!

 

Решения заданий, полностью созданные своими руками, разбиты на 3 части, в соответствии с КИМами.

 

В раздел «Теория» внесены презентации по каждой теме.  Для начинающих программистов добавлен раздел «Уроки программирования», которые позволят эффективно решить задание 20.

         Благодаря «облачным» технологиям, пользователи сайта могут задать свой вопрос онлайн-консультанту, который оперативно вмешается в процесс обучения и поможет найти оптимальный вариант решения. Все вопросы и ответы фиксируются в специальном журнале.

 

Преимущества «облачных» WEB 2.0 технологий, перед традиционной формой обучения.

 

Мы живем в удивительное время. Развитие информационных технологий происходит столь стремительно, что после появления сервисов WEB 2.0 сеть Интернет перестает быть просто одним из информационных каналов, становясь мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать современные задачи, реализовывать учебную деятельность, основываясь на передовых методиках сотрудничества.

Среда современных сетевых сервисов открывает перед нами возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые в 21 веке:

  • информационная грамотность - умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;
  • медийная грамотность - способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;
  • организационная грамотность – способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;
  • коммуникативная грамотность – навыки эффективного общения и сотрудничества;
  • продуктивная грамотность - способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование.

Коренным отличием становится новая система организации информационной среды, виртуального сообщества учителей и учеников, объединенных общей целью – получить качественное образование, уйти от среды потребления и предоставления учебных ресурсов к среде, в которой мы думаем и общаемся.

Заключение

Простота работы с данной базой позволяет без труда дополнять её недостающими данными и вводить новые; быстро отбирать нужную информацию с помощью поиска и продуманного меню; распечатывать и скачивать необходимые данные.

Следует подчеркнуть, что авторы изучили самостоятельно конструктор сайтов UCOZ и, создание онлайн-тестов на основе конструктора тестов Online Test Pad.  Решили огромное количество заданий и тестов. Количество КИМ перевалило за отметку 35.

Особое внимание в исследовании уделено раскрытию нестандартных и эффективных решений заданий и логически подобранных и проработанных онлайн тестов.

В планах развития электронной базы данных проведение мастер-классов, вебинаров, расширения количества тестов и КИМов.

Материалы банка данных доступны для любой группы пользователей и могут использоваться для помощи в подготовке к ГИА а также проведению уроков по соответствующей тематике.

По статистике посещений и скачиваний, которые увеличиваются с каждым днём, можно сделать вывод, что возможность создания единой электронной базы данных  и объединения всех заинтересованных учащихся в сдаче ГИА по информатике – достижимо!

Удачи в сдаче ГИА!

 

 

 

Литература

 

http://gia.edu.ru/

Официальный информационный портал ГИА

http://webgcro.blogspot.ru/2012_04_01_archive.html

Блог о ГИА

http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/

КИМы ФИПИ

http://vk.com/gia_inf_2013

Группа в контакте «Подготовка к ГИА по информатике»

http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm

Информатика - экзамены

http://www.videouroki.net/view_catfile.php?cat=28

КИМы

http://onlinetestpad.com/

Учебник Информатики 9 класс

Учебник Информатики 8 класс

Online Test Pad

Тренировочные варианты экзаменационных работ ГИА 2013 по информатике, 9 класс.» Авторы: Кириенко Д.П. и др.

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1. Структура Электронной Базы Данных.