Фоломкин А.И.,
Самарская область
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 
Уважаемые коллеги!

        Вашему вниманию представляется опыт работы по формированию информационной культуры обучающихся как способа жизнедеятельности человека в информационном пространстве учителя информатики Фоломкина Алексея Ивановича (Слайды №№ 1-2).
 
        В силу жизненных обстоятельств в 2011 г. после 15-летнего периода работы в бизнесе я вернулся к своей основной профессии и начал работу учителем информатики средней общеобразовательной школы с. Ягодное Ставропольского района Самарской области (Слайд № 3).
 

 
        Необходимость освоения старой-новой профессиональной деятельности потребовала знакомства с учебными программами, осмысления роли и места предмета «информатика» в образовательной программе школы, моей собственной профессиональной позиции.
        Вспомнились студенческие годы (начало 90-х годов), время быстрого развития и совершенствования программных и аппаратных средств ПК. Мой преподаватель Николаенко Николай Николаевич умел найти и применить самые передовые технологии. Это умение он привил и мне, шутил: «Разберёшься сам – научи другого, и будет тебе счастье». Теперь я так говорю моим ученикам.
        И я стал разбираться: изучать научную и методическую литературу, современные учебники по педагогике и методике преподавания информатики, опыт работы коллег (Слайд № 4). Понял, что информатика в школе - это не только учебный предмет, но и ведущее средство формирования информационной культуры, составляющей общечеловеческой культуры, совершенно необходимой для жизни в современном информационном обществе (Слайд № 5).
 

Научное обоснование сложившемуся у меня представлению о том, что умение работать с информацией, необходимой человеку и в профессиональной деятельности, и в быту, и в социальной сфере для решения встающих перед ним жизненных проблем, взаимодействия с социумом, коллегами, я нашёл в книге философа образования И.А. Негодаева «Информатизация культуры», где информатизация общества показана как техне-социокультурный процесс, т.е. процесс, охватывающий все сферы общественной системы. Значительное внимание в книге уделено понятию «информационная культура человека», включающему два взаимосвязанных компонента: социальный и техне-технологический (Слайд № 6).
 

        Осмысление философских основ образования и информатизации, выделение ведущих противоречий в области информатизации общества и образования (Слайд №7) позволило глубже понять и принять представленные в материалах ФГОС планируемые результаты в области формирования ИКТ-компетентности обучающегося и сформулировать цель моей педагогической деятельности – формирование информационной культуры обучающихся как способа жизнедеятельности человека в информационном пространстве (Слайд № 8).
 

        Стало очевидным, что моя работа не может ограничиваться только учебной деятельностью (урочной и внеурочной), необходим выход на социально-значимую деятельность обучающихся, опирающуюся на полученные знания и навыки по предмету.
Вместе с тем необходимо было в первую очередь на уроках выстроить учебную деятельность учащихся по освоению содержания обучения и способов учебной деятельности.

        Анализ УМК по информатике показал, что ни один из них в полной мере не отвечает поставленным мною целям и задачам, необходима серьёзная доработка содержания, его переструктуризация, разработка методического сопровождения.
        Необходимо было учесть различия в учебных возможностях и мотивации обучающихся, обеспечив вместе с тем каждому возможность освоения учебного материала в оптимальном темпе и с максимально возможным результатом.
        И вновь работа с методической и научной литературой, переосмысление общедидактических принципов, психологических теорий обучения, образовательных технологий. Концептуальными основами моей деятельности стали ведущие педагогические и психологические теории, научно-обоснованные образовательные технологии (Слайд № 9).
 

        Курсы в Самарском институте повышения квалификации позволили познакомиться с особенностями современной методики преподавания информатики.
        В данном выступлении я хочу познакомить коллег с выделенными, созданными, адаптированными мною педагогическими средствами решения поставленной проблемы. Представить организационные и педагогические условия их результативного использования, назвать адреса информационной поддержки (Слайд №10).
 

        Взяв за основу базовый учебник И.Г. Семакина, я стал разрабатывать разноуровневые (в подходе В.П. Беспалько) модульные инструкции «Хелпики», которые были бы доступны и интересны для учащихся с любым уровнем подготовки и помогали усвоить учебный материал. «Хелпики» позволяют систематизировать материал, экономить время в поиске информации, эффективно осуществлять повторение, могут использоваться как на этапе изучения, так и закрепления материала в качестве практической основы.
        «Хелпик» включает в себя: теоретическую часть (материал из нескольких учебников + дополнительный профессионально ориентирующий); пошаговую инструкцию для отработки базового уровня; задания комбинаторного уровня; творческие задания, требующие самостоятельного поиска решений учебных и практико-ориентированных проблем на основе межпредметного и системного подходов; советы учителя по оптимизации учебной деятельности; эталоны ответов для заданий базового уровня, критерии – для комбинаторного. В каждом «Хелпике» присутствует ссылка на дополнительные материалы на моём сайте. (Слайд № 11).
 

        Однако не все желающие успевали приступить к творческой части задания на уроке. На форуме моего сайта я регулярно стал выкладывать «Хелпик» по пройденной теме. Неожиданно для меня ребята стали предлагать свои варианты заданий. Форум ожил, «Хелпики» стали интереснее. Умение самостоятельно писать инструкции ребята используют в школьном проекте «Цифровое неравенство».
Для детей важно, что прислушиваются к их мнению. Форма обсуждения (на форуме сайта) является для них сегодня наиболее комфортной и привычной и, конечно же, они видят результат своей работы.

        «Тренинг-минимум» в терминологии В.В. Гузеева является важной составляющей моей педагогической деятельности. На этом этапе учебного процесса эффективно использование инструмента Mouse Mischief, позволяющего оптимизировать управление учебной деятельностью и контроль результатов усвоения учебного материала.
        Предлагаемая надстройка в PowerPoint предоставляет возможность учителю прослеживать и корректировать учебную деятельность каждого обучающегося, не требует дополнительной подготовки учителя и оборудования, в несколько раз менее затратна в сравнении с системой интерактивного голосования (Слайд № 12).
 

        Программу MouseMischief я нашёл в Намибии и внедрил в практику профессиональной деятельности педагогов нашей школы и региона. Опыт использования программы представлялся на семинаре для молодых педагогов Центрального округа Самарской области и региональной научно-практической конференции.
        Опыт использования MouseMischief в Самарском регионе весьма успешен в отличие от других регионов. В единственном найденном мной упоминании на форуме «Сеть творческих учителей» О.В. Новикова, смежный специалист Псковского педагогического комплекса, пишет, что работа с этой программой была приостановлена из-за многочисленных технических сбоев.
        Сотрудники Московского представительства компании Майкрософт обратили внимание на успешное внедрение продукта в практику образовательной деятельности и предложили сотрудничество.

Посмотрите ролик (Слайд № 13).

        Разобраться, как это работает, нетрудно. В любую презентацию добавляются слайды: опросы, тестовые задания или поля для рисования. Запускаем, активируем мышки учителя и учеников, выбираем режим (индивидуальный или групповой). Всё готово.
        Больше не нужно ждать, пока все ученики поднимут руки: результат немедленно отображается на экране. Благодаря этому можно быстро оценить уровень усвоения материала на любом этапе урока и при необходимости внести изменения в план занятий. Повышается мотивация детей работать как в группе, так и индивидуально. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы. Работа в «командном режиме» способствует формированию коммуникативных компетенций обучающихся. Mouse Mischief привлекает к постоянному участию всех учеников, даже самых стеснительных. Психологический комфорт детей на уроке повышается.
        Как правило, педагоги не располагают достаточным количеством времени для создания интерактивной части презентации. Подключаю учеников осуществлять разработку презентаций совместно с учителями-предметниками. В специально заведённом журнале учителя регистрируют тему презентации, в разработке которой нужна помощь. У ученика есть возможность выбора. И вновь работает девиз: «Научился сам – научи других». Совместная работа приводит к изменению структуры и психологической аспектации устоявшегося веками информационного взаимодействия между учителем и учеником. Оно строится не на абсолютизировании авторитета обучающего, а скорее на партнерских отношениях. Банк презентаций, разработанных в нашей школе, растёт и располагается на моём сайте.
        Моя принципиальная профессиональная позиция состоит в том, что Информатика – это наука, и компьютер не только средство для игр, а инструмент для решения учебных и социально-значимых задач в школе. Мой кабинет и учебный центр, и клуб по интересам, и место встречи единомышленников, и исследовательская лаборатория. Ребята имеют возможность обсудить заинтересовавшие их на уроке проблемы, оформить учебный проект, получить квалифицированную консультацию. Фокус-группой являются участники кружка «ИнТеКО». Кружок из обычного факультатива превратился в творческую лабораторию по решению актуальных познавательных, практических, социально-значимых проблем, одной из них является жизненно важная для нашего села проблема цифрового неравенства. Проводя в школе родительские собрания, учителя обратили внимание на то, что многие родители не заходят на сайт АСУ РСО «Сетевой Город. Образование», так как не только не умеют работать с Интернетом, но и боятся в него заходить, и вообще не умеют работать с компьютером.
        Проблема цифрового неравенства легла в основу одного из проектов в рамках предмета «Проектная деятельность» в 10 классе, мы назвали его «Цифровое неравенство». Пилотное изучение состояния проблемы выявило ведущие противоречия между неготовностью населения к использованию электронных услуг (Слайд № 14).
 

        Социологический опрос в селе Ягодное показал, что 60% жителей в возрасте от 45 до 55 не пользуются электронными услугами, а 40% опрошенных даже не знают об их существовании. У людей старше 55 лет этот процент ещё выше – 80%. По данным международных исследований 37% людей старше 40 лет не работают с Сетью. В то же время в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 2010 г. поставлена задача добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Одним из важнейших направлений решения этой задачи является переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
        Цель проекта «Цифровое неравенство» стала ясна: повысить уровень компьютерной грамотности и научить всех желающих жителей села пользоваться информационными ресурсами.
        На первом этапе были разработаны два курса начинающего пользователя: для людей старшего возраста объемом 16 часов и объемом 24 часа для категории работающих граждан с целью сохранения их в профессии.
        На втором этапе участники проекта в вечернее время безвозмездно два раза в неделю обучали базовым навыкам работы с компьютером, основам Интернета и электронной почты, поиску информации и обеспечению её безопасности, работе с порталами государственных услуг.
        За два года работы проекта «Цифровое неравенство» ребята ощутили свою значимость в социуме, обучив более 30 жителей села. В роли тьюторов выступают учащиеся 10-11 классов. Консультируя тьюторов, стараюсь дать специальные навыки, чтобы они в дальнейшем могли работать с гражданами, обращаю внимание на особенности работы с пенсионерами. В сельской школе мы достигли весьма значимых эффектов и результатов.
        Помимо пенсионеров организованно ведётся индивидуальная работа учащихся со своими родителями. За это время наша школа стала лидером по количеству «входов» родителей на сайт «АСУ РСО» по Ставропольскому району. Жители села активнее пользуются государственными электронными услугами. Они благодарны детям за то, что обучение проходит по месту их жительства, им не приходится никуда ездить. Ребята осознали социальную значимость своей деятельности и себя как субъекта созидания.
        Будущее нашего проекта мы видим в рамках сотрудничества с международным социально-политическим проектом «Электронный гражданин». Первые шаги уже сделаны.
        Системная работа по формированию информационной культуры обучающихся как способа жизнедеятельности человека в информационном пространстве позволила достичь позитивных результатов. Год от года растет число выпускников, выбирающих информатику как выпускной экзамен, средний балл сдачи ЕГЭ выпускниками нашей школы выше, чем в регионе, все больше обучающихся становятся участниками и победителями различных конкурсов и олимпиад (Слайд № 15).
 

        Исследование школьной мотивации (опросник Ч.Д. Спилбергера, модифицированный А.Д. Андреевой) показало, что у учащихся 8-9 классов наблюдается рост учебно-познавательной мотивации. У 80% учащихся сформирована «внутренняя позиция школьника». Изучение отношения к учебным предметам по методике Г.Н. Казанцевой показало, что учащиеся испытывают психологический комфорт на уроке информатики (95%) (Слайд № 16).
Включенное педагогическое наблюдение позволяет сделать выводы о положительной динамике формирования общелогических умений и продвижении обучающихся по уровням усвоения учебного материала.

 

        Таким образом, представленный опыт решения проблемы формирования информационной культуры обучающихся как способа жизнедеятельности человека в информационном пространстве, на мой взгляд, достаточно важен: направлен на решение значимых проблем образования и социума, имеет концептуальное обоснование, представлен на технологическом и методическом уровнях, обеспечен информационной поддержкой.
        Полное или фрагментарное использование представленных материалов возможно в профессиональной деятельности различных категорий работников образования: учителей, руководителей образовательных организаций, методистов, воспитателей ДОУ и др. (Слайд № 17).
 

        Буду рад сотрудничеству с коллегами. В качестве актуальных направлений развития моей профессиональной деятельности вижу расширение банка учебных задач, требующих системного и межпредметного подходов; создание методического пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу; продолжение работы в проекте «Электронный гражданин» (Слайд № 18).
 
1. Методический семинар. Формирование информационной культуры обучающихся как способа жизнедеятельности человека в информационном пространстве. Пояснительная записка.
2. Презентация.