Цифровое неравенство

Ресурсы информационного общества, призванного сгладить социальные различия и предоставить всем, независимо от пола, возраста, образования и физических возможностей доступ к электронным сервисам и государственным услугам, зачастую не используются простыми гражданами в силу ряда причин.

Кто умел пользоваться компьютером, оказались в выигрышном положении, по максимуму используя предоставленные государством и частным сектором информационные ресурсы. А те, кто никогда не сидел за клавиатурой, потеряли эту возможность.

С проблемами цифрового неравенства столкнулись и мы. Так, проводя в школе родительские собрания, учителя обратили внимание на то, что многие родители не заходят на сайт АСУ РСО «Сетевой Город. Образование», так как не только не умеют работать с Интернетом, но и боятся в него заходить, и вообще не умеют работать с компьютером.

Решили взять эту проблему как один из проектов в рамках предмета «Проектная деятельность» в 10 классе и назвали его «Цифровое неравенство». Провели социологический опрос в селе Ягодное и выяснили, что в возрасте от 45 до 55 – 60% жителей не пользуются электронными услугами, а 60% опрошенных даже не знают об их существовании. У людей старше 55 лет этот процент ещё выше – 80%. Дети решили выяснить: это проблема только нашего села? Как эта проблема решается в масштабах государства? Оказалось, что по данным международных исследований 37% людей старше 40 лет не работают с Сетью. Выяснили, что в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 2010 г. поставлена задача добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Одним из важнейших направлений решения этой задачи является переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» в 2015 г. 100% государственных услуг должны оказываться в этом формате. В.В. Путин подчеркнул важность подготовки населения, особенно пожилых граждан. В начале ноября 2010 года стартовала программа «Электронный гражданин». Подобные проекты реализуются в большинстве стран Европы. Самарская область стала пятым регионом России, где реализуется данный проект. Большинство государственных программ по информатизации сводится в основном к созданию технической инфраструктуры - созданию сайтов, внедрению систем интерактивного взаимодействия с гражданами, обеспечению доступа в Интернет и так далее. При этом на обучение граждан пользоваться этими возможностями выделяется гораздо меньше средств и ресурсов.

Цель проекта «Цифровое неравенство» стала ясна: повысить уровень компьютерной грамотности и научить всех желающих жителей села пользоваться информационными ресурсами.

На первом этапе были разработка и создание двух курсов начинающего пользователя для людей старшего возраста рассчитанного на 16 часов и 24 часа – для категории работающих граждан, с целью сохранения их в профессии. На время обучения мой кабинет стал центром общественного доступа. В роли тьютеров выступают учащиеся 10-11 классов. Консультируя тьютеров, стараюсь дать специальные навыки, чтобы они в дальнейшем могли работать с гражданами, обращаю внимание на особенности работы с пенсионерами.

На втором этапе участники проекта в вечернее время безвозмездно два раза в неделю обучают базовым навыкам работы с компьютером, основам Интернета и электронной почты, поиску информации и её безопасности, работе с порталами государственных услуг.

За 2 года работы проекта «Цифровое неравенство» ребята ощутили свою значимость в социуме, обучив более 30 жителей села. Помимо пенсионеров организованно ведётся индивидуальная работа учащихся со своими родителями. За это время наша школа стала лидером по количеству «входов» родителей на сайт «АСУ РСО» по Ставропольскому району. Люди активнее пользуются государственными электронными услугами. Они благодарны детям за то, что обучение проходит по месту их жительства, им не приходится никуда ездить. А главное, они хотят учиться, поэтому мы стремимся сделать всё, чтобы дать им эту возможность.

Будущее нашего проекта мы видим в рамках сотрудничества с международным социально-политическим проектом «Электронный гражданин». Первые шаги уже сделаны.