УМК представлены двумя линиями учебников и пособий: коллектива авторов под руководством И. Г. Семакина и авторского комплекта Н. Д. Угриновича.

Учебники можно открыть онлайн на этой странице.
Скачать КТП можно на этой странице.

УМК И. Г. Семакина и др. включает в себя:

 
  • Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса;
  • Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса;
  • Семакин И. Г. и др. Информатика. Задачник-практикум: 8—11 классы: т.т. 1, 2; 
  • Семакин И. Г. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. 

В состав УМК входят помимо печатных изданий коллекции ЦОР, включенные в Единую коллекцию ЦОР.

В состав УМК Н. Д. Угриновича входят:
 
  • Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса; 
  • Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса; 
  • Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям;
  • Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие +CD-ROM (4 диска).

УМК «Информатика и ИКТ» Н. Д. Угриновича ориентирует учителей на использование в работе с учащимисямультиплатформенных решений.
В состав УМК входят помимо печатных изданий приложения на CD-ROM, содержащие коллекции электронных образовательных ресурсов..
Общим для этих УМК является комплект наглядных пособий.
УМК «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов охватывает изучение  предмета на базовом и профильном уровнях.
Базовый уровень представлен линиями учебников и пособий коллектива авторов под руководством И. Г. Семакина и авторским комплектом 
Н. Д. Угриновича.
УМК И. Г. Семакина и др. включает учебник, и практикум и методическое пособие для учителя:
•          Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл.;
•          Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл.;
•          Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие;
Ядро УМК Н. Д. Угриновича  представлено учебниками, практикумом и методическим пособием:
•          Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. учебник для 10 класса;
•          Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. учебник для 11 класса;
•          Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям.
Профильный уровень обеспечен УМК Н. Д. Угриновича в составе:
•          Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса. Профильный уровень;
•          Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса. Профильный уровень;
•          Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям (общий с базовым уровнем).

Методическое пособие - Угринович Н. Д. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе» - охватывает проблематику как базового, так и профильного обучения информатике. Пособие сопровождается электронными образовательными ресурсами и необходимыми дистрибутивами свободно распространяемого программного обеспечения на мультиплатформенной основе (4 CD).

Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне предполагает возможность ведения веера профильных курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями и большим разнообразием дополнительной литературы. Методическая поддержка педагогов осуществляется авторами на страницах их Авторских мастерских (http://metodist.lbz.ru)

УМК по информатике для старшей ступени дополняет ряд комплектов учебных пособий по элективным курсам для различных профилей обучения информатике в 10–11 классах (авторы - победителями конкурса НФПК : Н. Д. Угринович; И. Г. Семакин и др.; Л. А. Залогова; М. Ю. Монахов и др.; Е. В. Андреева и др.), а также 4 элективных курса, разработанных корпорацией Майкрософт.

Для настройки УМК на различные траектории изучения предмета в рамках выбранной школой модели непрерывного информационного образования рекомендуется использовать дополнительную учебную литературу,  которая поможет построить работу с учащимися в условиях цифровых зон развития детей в зависимости от профиля школы. Это  и пресс-центр с соответствующим оборудованием для школьного издательства, и центр дистанционного обучения, с оборудованием для реализации спец. курсов с использованием Интернета и специализированных систем ДО, и школьный музей с электронным хранилищем экспонатов, и библиотека и другие информационные фонды школы, и цифровая зона для естественнонаучных, социальных, статистических, педагогических и других исследований, и цифровая зона эстетического развития детей, включающая оборудование для юных художников, музыкантов, актеров, для мастерских прикладного искусства на основе использования компьютерного проектирования, и школьный центр компьютерного тестирования, компьютерного моделирования и программирования, мультимедиа и видеостудии, веб-мастерская по разработке школьного сайта, и многое другое.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса
Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
 
Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя:
  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
Перечисленные издания составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса информатики и ИКТ с 8 по 11 класс. Вторую часть составляют следующие издания:
1.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2.Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10–11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : методическое пособие для учителя 10–11 кл. (в редакционной подготовке).
Данный УМК является результатом развития учебно-методического комплекса, выпускаемого издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», начиная с 1998 года. Новый УМК ориентируется на действующий ныне Базисный учебный план (федеральный компонент) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 34 часов, в 9 классе – в объеме 68 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитаны объемы учебников для 8 и 9 классов.
При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,
а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
Следует отметить, что все основные принципы, составляющие научно-методическую и дидактическую основу представленного УМК, полностью согласуются с Государственным образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В пояснительной записке к Примерной программе отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Соответствие образовательному стандарту и Примерной программе строго выдержано в содержании учебников и всего УМК.
Основная цель авторов – решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

            Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета, произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

            Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.
Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Как одно из средств этого, в конце каждой главы присутствуют логические схемы основных понятий изученной темы. В оформлении учебника в целом использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествия по Океану Информатики с посещением расположенных в нем материков и островов (тематические разделы предмета).
            В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. Этому служат упомянутые выше логические схемы, разделы «Коротко о главном» в конце каждого параграфа; разделы «Чему вы должны научиться, изучив главу …» в конце каждой главы; глоссарий курса в конце книги.
            В дополнение к учебникам рекомендуется использовать структурированный конспект (в настоящее время находится в редакционной подготовке). В нем содержится конспективное изложение разделов курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
            В состоянии разработки находится электронное приложение к учебнику: полный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), создаваемый в рамках Федерального проекта ИСО НФПК. Набор включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнители алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
 

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов
Авторы:  Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
 
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень),  рекомендованная Минобрнауки РФ.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
1.Учебник «Информатика  и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов [1]
2.Компьютерный практикум
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической  и практической  составляющих: освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:
-Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);
-Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
-Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
-Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
-Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Содержание учебника инвариантно к типу  ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. 
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания.
Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме.  Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.  Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.
Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы:  «Выбор конфигурации  компьютера» и «Настройка BIOS».
Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. Имеющиеся здесь задания на работу с Интернетом ориентированы на использование клиент-программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft. Однако они легко могут быть адаптированы и к другим аналогичным программным продуктам, поскольку используемые возможности носят общий характер.  Более жесткую привязку к типу ПО имеют задания на работу с базой данных и электронными таблицами. В первом случае описывается работа в среде СУБД MS Access, во втором – MS Excel.  При необходимости задания этого раздела могут быть выполнены с использованием  других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.
При увеличении учебного плана (более 68 часов) объем курса следует расширять, прежде всего, путем увеличения объема практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из соответствующих разделов задачника-практикума по информатике [3].
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на  восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.
 В современном обществе  происходят  интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.  Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например,  гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку  задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.  Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Методические рекомендации к изучению курса.
1. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения (1 урок в неделю) не достаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков.  Для разрешения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания  предложить  ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие  параграфы  учебника. В качестве контрольных материалов  следует использовать вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на  домашнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью электронных таблиц).
2. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания.   Предлагать их ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого  уровня обученности.  Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его рабочий архив.
3. Обобщая сказанное выше, отметим, что в 10-11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой возможности), резерв домашнего компьютера.