(c) Учитель информатики Фоломкин Алексей Иванович, ГБОУ СОШ с.Ягодное. При использовании материала, ссылка на источник обязательна.

 «Использование технологии личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми».

 

 

"Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить"

Адольф Дистервег

  1. Введение.

         Сегодня мы наблюдаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра.

         Личностно-ориентированное обучение направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призвано обеспечить выполнение основных задач, среди которых развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

         С другой стороны, меня беспокоит падение интереса школьников к обучению вообще и обучению информатики в частности.

         Мой предмет имеет широкое практическое применение в различных сферах жизнедеятельности. Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание.

         На мой взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около трети учащихся за время полного обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении  интеллектуальных и творческих запросов этих  учащихся, то они потеряют свои  ценнейшие качества.

         Поэтому очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.

На сегодняшний день также  большее значение имеют:

-  способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему и задачи;

- умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;

- умение находить рациональный способ решения задачи среди множества других.

Проблема: Отсутствие способности  к выбору у большинства учащихся. Неумение учащихся воспринимать, анализировать информацию,  самостоятельно находить решение творческой  задачи, делать выводы, совершать свои открытия, неумение рефлексировать и оценивать свою жизнь.

Актуальность:

 Отсутствие данных  навыков заставляет меня работать над этой проблемой, что делает этот процесс актуальным, нужным. Достичь этого можно с помощью применения в учебном процессе личностно-ориентированного обучения. К использованию данной технологии побуждают новые требования к обучению школьников, а именно формирование коммуникативных действий как показателей гармонич­ного развития личности, обеспечивающих широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Цель:

Раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, признания уникальности и неповторимости личности, самоопределение в  будущей профессии через использование личностно-ориентированного обучения.

Для достижения цели  необходимо решить следующие задачи:

 - изучить необходимую учебно-методическую литературу;

- внедрить личностно-ориентированное обучение в различные формы уроков, внеклассных мероприятий.

 

II. Основная часть.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

         Одаренный ребенок — это личность, склонная к нестандартным решениям. Работа с такими детьми требует атмосферы взаимоуважения и бережного отношения к самолюбию учащихся, так как  они часто склонны к провокациям, критике (особенно если чувствуют себя компетентнее).  Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно-ориентированного подхода. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но тем не менее подчеркнем, что учебный процесс станет более разнообразным, комфортным, благодаря чему раскроются подлинные познавательные возможности и проявится творческий потенциал каждого ученика. Применяя личностно-ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного ребенка. Подобная учебная среда обеспечит на уроке такую обстановку, когда ученику сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным. Целью таких уроков является развитие индивидуальности ребенка в ходе образовательного процесса.

Основными принципами личностно-ориентированного подхода, по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской, являются:

  • использование субъективного опыта ребенка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задания;
  • накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации творческого потенциала;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта ученика и учителя на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса 1.

                  По мнению многих психологов, одарённость закладывается в ребёнке с самого младенчества родителями, развивая личностные качества. Но, по моим наблюдениям, родителям, особенно, в многодетных семьях, не всегда  хватает времени заниматься образованием ребёнка, и успеваемость таких детей в школе желает лучшего.  Например, проводя турнир по шахматам среди 5-8 классов нашей школы, победителем стал ученик из многодетной семьи,  у которого успеваемость плохая. Он оказался из категории одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.

         А есть и другие примеры. Дети,  у которых и минуты нет свободного времени из-за репетиторов, секций и всевозможных подготовок, в школе учатся из ряда вон плохо.

         Получается, что не всегда родители могут повлиять на одарённость…

         Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого  условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и  формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в  конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

         В своей работе я активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения,  коллективное взаимообучение, проектную технологию и  эвристическую. Эти технологии направлены  на развитие критического или творческого мышления, при котором формируются внутренняя потребность к преодолению познавательных трудностей и рефлексии.

         Такая система позволяет учитывать склонности, особенности темперамента, свойства мышления и памяти одаренных детей. Кроме того, на занятиях создается ситуация успеха, которой содействует ситуация выбора. Учитель лишь предлагает то или иное задание, а учащиеся обдумывают форму работы, решая, как работать над ним — индивидуально или в микрогруппе. Данная обучающая среда способствует формированию субъектности и развитию творческих способностей учащихся, содействует не только выявлению одаренности у школьников, но и помогает поддерживать ее в рамках креативного подхода.

В своей работе в рамках личностно-ориентированного обучения использую следующие методы, формы работы и задания.

         Эвристическая беседа.

         Итак, эвристическая беседа - это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

            Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию 2.

Примером такой беседы может быть вопрос о сайто-строительстве.

Начать можно с вопросов:

- Что такое интернет?

- Что Вы делаете в интернете?

- Какие сайты Вы любите посещать и есть ли у Вас свой сайт или страничка?

- Как вы её сделали?

И теперь можно развить тему и рассказать про создание сайтов «руками» в блокноте или про современные средства создания (специализированные программы и конструкторы сайтов).

 

 

Проектная деятельность.

Выбрав наиболее интересное и перспективное направление для каждого ребёнка, вовлекаю их в проектную деятельность во внеурочное время . Около 15% учащихся 9-11 классов на сегодняшний день могут самостоятельно разработать проект в рамках изучения предмета информатики. Один из таких проектов представил мой ученик на НПК учащихся в 2012 году по теме «Электронная база данных ГИА», где  самостоятельно собрал, обработал, описал решения заданий, разместил на сайте в интернете для использования всеми желающими при подготовке к ГИА по информатике. (Приложение №1)

Коллективное взаимообучение

Мои ученики из группы одаренных, прошедших индивидуальную обучение  под моим наставничеством, подготавливают и проводят на уроках мастер-классы по решению задач повышенной трудности из ЕГЭ и ГИА (B15, C3, C4). Мы разбираем и пытаемся найти более рациональные методы решения заданий. Это приводит к тому, что дети показывают хорошие результаты на ЕГЭ и ГИА. Могу сказать, что за 2 года из всего Ставропольского района ЕГЭ по информатике выбирают только мои учащиеся, результаты которых выше средних по Самарской области.

Кружковая работа

Третий год являюсь руководителем клуба «Интеко» в рамках кружковой работы.

Вовлекая учащихся в кружок,  я имею возможность выявлять учащихся с высоким  потенциалом, дать каждому ребенку возможность право выбора направления деятельности и развивать одаренность.

Индивидуальные методички для учащихся

В урочной деятельности  использую индивидуальные методички с разным уровнем заданий и различными приёмами выполнения:

 - методичка с пошаговым алгоритмом  действий для начинающих или слабых учащихся;

- методичка для более подготовленных и одаренных учащихся, где они осуществляют  самостоятельный поиск, решают задания  разными способами и отбирают  рациональный вариант решения  через сравнение. (Приложение №2)

 Вывод: Таким образом, использование личностно-ориентированного обучения  позволяет повысить успешность обучения одаренного ребенка, помогает почувствовать ученикам свою интеллектуальную и  коммуникативную состоятельность.

Практическая значимость:

  1. 14%  обучаемых мною учеников выбрали профессию, связанную и ИКТ, поступили в ВУЗы и ССУЗы по соответствующему направлению подготовки;
  2. Успешно сдали экзамены по информатике учащимся 9-ых и 11-ых классов. Все они показали результат выше среднего по Самарской области.

 

III. Заключение.

 

Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить свое детство без психологических потерь.

Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика5. Ясно и то, что одаренный ученик - это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Как вы теперь видите, работа с одаренными детьми сложная, разносторонняя  и кропотливая. Так что учителям остается только набраться терпения и во всем стараться помочь еще пока маленьким талантам. Кто знает, может они отблагодарят вас, уже став знаменитыми людьми в самых различных сферах.

 

 

Литература

  1. И. С. Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000г.
  2. Эвристическая беседа. (http://paidagogos.com/?p=5903).
  3. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.. 1998.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. В.И. Панов. Не только дар, но и испытание. Журнал Директор школы, №3, 2000. http://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/177543.html