Фоломкин А. И.,
Самарская область
 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ДНЕВНИКА

 
Жизнь - это страничка дневника,
который ведет ДУША…
Михаил Сорока
 
Год 2003.
Утро. Все спешат на работу, спешу и я, директор крупной торговой сети Л’Этуаль. В запасе 10 минут. За это время я ещё успею обдумать сегодняшний день. Утренняя планёрка, где с заведующими магазинов решим общие вопросы по обучению персонала…  Череда дел, связанных с рекламной кампанией в Премьер Эксперте… Нужно заехать в магазин на Ленина, где идёт ремонт, подготовить отчёты для Центрального офиса, объехать 7 магазинов, успеть побеседовать с персоналом (что-то Маша Иванова  бузит… девушка с амбициями, характер непростой, но работник отличный. Возможно, её претензии справедливы. Надо подумать…).
Вечером не забыть забрать детей из садика…

Год 2009.
Утро. Все спешат на работу, спешу и я, руководитель отдела по развитию регионов. Сегодня я в Воронеже, открываю гипермаркет игрушек. За две недели я обязан открыть новый магазин с нуля: это регистрация фирмы, касс, ремонт помещения, сборка оборудования, подбор и обучение персонала и, пожалуй, самое главное - создать команду единомышленников. До этого были Кострома, Ставрополь, Новосибирск, Калуга, Курган, Ярославль… 
Да, работа захватывающая, интересная, и начальство ценит…(награждён медалью «Золотые резервы компании», дипломами за лучшие открытия гипермаркетов, поощрён поездкой в Египет…).
Но когда же я увижу своих детей? ...
За эти годы я научился многому: умению общаться, управлять людьми, принимать решения. Меня уважают, прислушиваются к моему мнению… Кажется, у меня есть всё, о чём мечтает любой человек. Всего я добился упорным трудом…
Что у меня за плечами? Большая семья. Трое детей. Свой дом в селе Ягодное. Жена – учитель физики. В кармане – диплом учителя. А в жизни – 18 лет трудового стажа, из которых 15 на руководящей работе.

Год 2010.
Утро.  Все спешат на работу. А у нас семейный совет…
Жена заявляет категорически: «Детям нужен отец. Командировки отменяются.
А что, если тебе попробовать себя в качестве учителя? В нашей школе так нужен  информатик! Ты же учитель по образованию и призванию! С твоим опытом и знаниями  сможешь многому научить детей…. Вспомни только последний поход с моим классом…».
В сельскую школу?! Стоять у доски?!
Признаюсь, решение оставить бизнес и пойти преподавать далось непросто. Целый год я осмысливал, сомневался, взвешивал. Это ведь практически начать всё с нуля... Хотя… Почему с нуля?
Вспомнил удивительного педагога Иночкина Ивана Ивановича, который вёл информатику в моей школе. Когда-то он увлёк меня своим предметом. Тогда я решил, что будущая профессия будет связана с компьютерами. Я практически жил в компьютерном классе. Перечитал массу специальной литературы. Досконально знал устройство компьютера. Был неоднократным победителем олимпиад по информатике.
По окончании школы поступил в педагогический институт на специальность «информатика и трудовое обучение». И опять судьба улыбнулась мне - встретил удивительного наставника, профессора, директора компьютерной школы Николаенко Николая Николаевича. Меня привлекли в этом человеке позитивное отношение к любым видам знания и многообразию взглядов и позиций людей. Именно он заметил во мне организаторские способности, заразил любовью к поиску новинок, научил разрабатывать технологии использования передового программного обеспечения.
Я до сих пор вспоминаю его слова: 
- вершины достигаются не сразу
- нужно идти не по горизонтали, а по вертикали…
- счастье – в находках.
Тогда я думал, что «по вертикали» - это из простого служащего стать коммерческим директором, потом дорасти до регионального руководителя и... не пошел в школу.
Запущенный бумеранг всегда возвращается на исходное место. Так и я, спустя 18 лет, наконец-то осознал, что мое призвание - не руководить, а других учить, причем не только предмету, но и тому, как в жизни добиться успеха...
 
Год 2011. 1 сентября. Я пришёл в школу.
Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не приходится проделать учителю в течение одного дня! Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок – открытие. Я понял, что обучение и воспитание детей – занятие многотрудное. В работе учителя важно всё: и свой почерк, то есть методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусство общения. Убедился, что существует своего рода закон воздействия учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотел передать.
Мне помогают в работе умение управлять собой, искать в себе нестандартность и незаурядность, чувство юмора, умение подшутить над собой. А как пригодились в работе с детьми тренинги по формированию команды, которые я освоил, будучи руководителем. Важным оказалось и умение ценить своё и чужое время, ведь это единственное, чего нельзя возвратить обратно при всём желании. В школе как нигде ощущаешь дефицит времени. Да, его нет на друзей, на то, чтобы побродить по лесу, который всего в двухстах метрах от дома… Зато с каким азартом мы на занятии кружка ИнТеКО, используя основы криминалистики,  изучая следы от обуви, по формулам искали «преступника», проникшего в кабинет. Времени потратили немало, но радости открытий не было предела.
 Говорят, при нелюбимом деле время ползёт волом, при любимом мчится скакуном. Выходит, я люблю своё дело, хотя и проблем, с которыми я столкнулся в школе, оказалось немало.
Так, в течение ряда лет в школе не было постоянного учителя информатики, не прослеживались системность, преемственность в обучении, как следствие - низкая мотивация учащихся. На компьютерах шла смена операционной системы на Линукс. Смущало и большое количество авторов учебников для каждого класса, не хватало методического мастерства   (пришлось обратиться за помощью коллег, в том числе в Интернет-сообществах).
Поставил перед собой ряд задач: изучать, разрабатывать и использовать в работе новые технологии,  пополнять методическую копилку с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, формировать мотивацию учащихся к изучению предмета, в том числе через внеурочную деятельность, готовить к сознательному выбору будущей профессии, повышать уровень информатизации педагогов и родителей.
Работать традиционно я не хотел. Моё кредо – «развивать и развиваться». Постепенно в моём арсенале появились новинки, позволяющие сделать обучение более интересным, результативным.
Добро пожаловать на урок.
Идет закрепление темы. Класс увлечённо работает с пошаговыми разноуровневыми инструкциями (мы называем их Хелпики).
На уроке равнодушных нет. Вижу, как  дети стремятся быстро справиться с заданиями первого уровня, чтобы перейти к более сложным, позволяющим осуществлять самостоятельный поиск, решать задания разными способами, отбирать рациональный вариант решения через сравнение. Если не успел сделать выполнить задания на уроке – не беда, Хелпики размещены на моём сайте, можно поработать дома.
Такие инструкции мною разработаны практически по каждой теме. Они позволяют систематизировать изучаемый материал, экономить время на поиск информации, так как содержат теоретическую часть, повышается эффективность повторения и закрепления изученного материала.
До конца урока 10 минут. Времени вполне достаточно, чтобы провести тестирование учащихся по теме. Скажете: какое тестирование? Конец урока – дети устали. Ничего подобного.
Представьте: двадцать пять учеников одновременно с помощью собственной мышки (без ПК) отвечают на вопросы и рисуют на общем экране. Все работают с удовольствием, тут же отслеживают свои ответы при помощи разноцветных курсоров мыши (робот, снежинка и другие символы).
Я долго искал систему, которая позволяла бы быстро оценить знания учащихся на любом этапе урока, увидеть ошибки, и при этом была бы мобильной, не требовала никаких настроек, количество участников опроса не ограничено и главное – недорогой. И я её нашёл. В Намибии!
 Речь идёт о современной интерактивной разработке от компании Microsoft Mouse Mischief. Она позволяет пробудить любопытство учеников, повысить мотивацию, организовать работу в командном режиме.  Даже самым стеснительным детям на уроке комфортно.
Конец урока. Обязательно провожу рефлексию. На объявление домашнего задания времени не трачу – ученики найдут его на моём сайте.
Как здорово, что у учителя сегодня есть возможность продолжить общение за рамками урока через сайт. Стараюсь максимально использовать его возможности. Например, вместе с восьмиклассниками создали проект «Электронный банк данных для подготовки к итоговой аттестации» (способы решения заданий, тесты-опросники, теоретический материал, КИМы), разместили на моём сайте. Количество посетителей сайта за технической поддержкой при подготовке к экзаменам  заметно выросло.
Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми. Это и походы, и тематические вечера, и спортивные состязания (вчера обыграл-таки непобедимого Матвея Андриянова в настольный теннис).
А сегодня очередная экскурсия, нас ждут в интернет-компании «АИСТ», чтобы познакомить с особенностями современных профессий интернет-провайдеров, с разными специальностями IT-компаний: администратор сайта, программист, Front-end разработчик, контент-менеджер, дизайнер и т.д.
Предварительно  общаюсь с ведущими компаниями региона. Нас встретит технопарк «Жигулёвская долина», ВАЗ, компания Мегафон, МТС и т.д. Выпускники знают: на предприятиях нашего региона их ждут.
Разделяю и поддерживаю убеждение нашего губернатора: талантливые и одарённые должны учиться и работать в своём регионе.
Самые увлечённые предметом учащиеся активно помогают мне решать задачу повышения компьютерной грамотности жителей села. Разработали масштабный проект «Цифровое неравенство»,  учащиеся 10-11 классов участвуют в роли тьютеров. За два года мы обучили более 30 жителей села. Ребята ощутили свою значимость в обществе, попробовали себя в роли учителя. Организованно ведётся работа и с родителями учащихся. Нам есть чем гордиться: наша школа стала лидером по количеству входов родителей на сайт АСУ РСО.  Особенно благодарны пенсионеры: они теперь могут предварительно записаться по интернету на приём к врачу в Центральную районную больницу, которая находится в 40 км от села.
Уже 30 моих выпускников успешно прошли итоговую аттестацию и поступили в СУЗы и ВУЗы, связанные с информационными технологиями. Они частые гости в школе и на форуме сайта.
 
Год 2014.
Утро. Все спешат на работу, спешу и я, заместитель директора школы, учитель информатики и технологии. Вчера я вернулся с конкурса. Сейчас поздороваюсь с детьми, возьму журнал, и … понеслось…: 7 уроков в первую смену, 2 -  во вторую, занятие кружка ИнТеКО, плюс к этому срочный отчёт в ресурсный центр, выставление оценок  в АСУ РСО, размещение новостей на сайте, ремонт компьютера в 7 кабинете и т.д. А вечером счастливые глаза детей: наконец-то папа дома! 
Но что-то не так.  Открываю дверь в школу - и на меня обрушивается праздник: цветы, аплодисменты, музыка, танцы, поздравления, смех, улыбки…
Такого в моей жизни ещё никогда не было! Это дети родной школы поздравляют меня с победой в областном конкурсе. Эмоции зашкаливают...
С чего начинается любовь к делу? Может быть, с удачи? А удачу подарили люди: мой «лоцман» Иван Иванович, наставник Николай Николаевич, любимые ученики. Значит, любовь к делу с людей и начинается.
Я – УЧИТЕЛЬ. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. И я уверенно иду «по вертикали».