"Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить".
Адольф Дистверг
Добрый день. Давайте знакомиться!
Меня зовут Фоломкин Алексей Иванович. Я учитель информатики в селе Ягодное Самарской области.
Еще будучи учеником я встретил удивительного педагога Иночкина Ивана Ивановича, который вёл информатику в моей школе. Этот учитель увлёк меня своим предметом, и я решил, что будущая профессия будет связана с компьютерами. Я практически жил в компьютерном классе. По окончании школы поступал в педагогический институт на специальность «Математика-информатика», но не прошёл по баллам и вернулся в свою родную школу лаборантом компьютерных классов.
Окончил свои первые курсы, которые увековечены в моей трудовой книжке под названием «Секретарь-машинистка»… :-)
Видимо, это судьба, и в этот год моя школа, сейчас лицей 57 города Тольятти, одной из первых получила компьютеры нового поколения. Год пролетел незаметно, но в то же время я чётко понял, что школа - это моё. Дальше институт, семья... И опять судьба была ко мне благосклонна: я встретил ещё одного наставника - директора компьютерной школы Николаенко Николая Николаевича. Именно он заметил во мне организаторские способности. Я до сих пор вспоминаю его слова:
- Не останавливайся на достигнутом, иди вверх…
- Нужно идти не по горизонтали, а по вертикали…
И я пошёл, но не в школу… :-)
А в школу я пришёл только спустя 15 лет, успев поработать в больших компаниях. Например, был руководителем торговой сети Л’Этуаль в Тольятти в течение 5 лет, участвовал в создании сети «ГрандТойз», открыв с нуля 8 магазинов "Бегемот" по всей России.
У меня есть всё, о чём мечтает любой человек. Всего этого я добился упорным трудом…
Что помогло? Желание «развивать и развиваться». И настал момент, когда я понял, что могу научить и других быть успешными. Оставил бизнес не потому, что меня "выгнали" :- ), как подумали многие. Награда «Золотые резервы компании» даёт мне право в любой момент вернуться в бизнес.
Настал момент, когда я понял, что могу научить и других быть успешными. Я пришёл в школу.
С чем я столкнулся, став учителем сельской школы? Постоянного учителя информатики не было, на компьютерах шла смена операционной системы на Линукс, огромное количество учебников разных авторов для каждого класса. Мотивация учащихся была низкой. Налицо отсутствие способности к выбору у большинства учащихся, неумение воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.
Отсутствие данных навыков заставило меня творчески подойти к решению этих проблем, чтобы сделать процесс обучения актуальным, увлекательным, повысить мотивацию учащихся к изучению предмета Информатика и показать, что Компьютер – это всего лишь инструмент для достижения своих целей.
Этого невозможно было достичь без максимального развития каждого ученика, признания уникальности и неповторимости личности. Моя цель - научить самоопределению в будущей профессии через использование личностно-ориентированного обучения.
А кто сегодня этого не делает? Делают многие. Я хочу поделиться некоторыми инструментами для достижения высокого результата, которые использую в своей работе.
Индивидуальные разноуровневые инструкции для учащихся (я называю их Хелпики), современная разработка от компании Microsoft Mouse Mischief и свой сайт, который является продолжением моих занятий.
Подробнее мне бы хотелось остановиться на Хелпиках, их уже очень много, если оценить в сантиметрах, то примерно вот столько…
Изначально я столкнулся с такой проблемой, что учебников по информатике много, и каждый из них по-своему интересен. Но использование учебников разных авторов с разной подачей информации может привести к бессистемности (например, в 8 классе работаю по Семакину Игорю Геннадьевичу, а в 9 классе по Угриновичу Николаю Дмитриевичу). Решил взять за основу базовый учебник Семакина И. Г., дополнив его разработанными самостоятельно разноуровневыми Хелпиками, которые интересны для учащихся с любым уровнем подготовки.
Использование Хелпиков позволяет систематизировать изучение материала, экономить время в поиске информации, эффективно организовать повторение.
Стало интереснее и проще учиться, учиться стало интересно!
Хелпик состоит из теоретической части, дополнительного материала, пошаговой разноуровневой инструкции, включая задания, для учащихся с максимальным уровнем подготовки (кто выполнил программный материал) и задание для выявления одарённых. В каждом Хелпике присутствует ссылка на дополнительные материалы на моём сайте, но об этом чуть позже.
Приведу пример. Работая с Хелпиком по теме «Базы данных» в 9 классе, дети быстро справляются с программным материалом для того, чтобы перейти к более сложным заданиям, так как они им наиболее интересны. Но есть такие учащиеся (я их называю "одарённые"), которые справляются с заданиями максимального уровня за считанные минуты. Для них я разрабатываю творческие задания, которые готовлю сам, опираясь при этом на свой опыт. Я добиваюсь того, чтобы ребята смотрели на проблему намного шире и могли применить знания в своей будущей профессии.
Хелпики, которые я использую на уроке, дают возможность раскрыться ученику с любыми интеллектуальными способностями.
Интересно всем!
Следующим моим инструментом является современная разработка от компании Майкрософт.
Вы хотите, чтобы ученики Вас внимательно слушали?
Я готов поделиться своей находкой!
Разобраться, как это работает, нетрудно.
Вот и наши учителя уже применяют этот инструмент на своих уроках после моего обучения.
Это урок литературы в 6 классе.
урок музыки в пятом.
И урок истории в 11 классе.
Разработка имеет большой спектр применения, некоторые приёмы вы увидите на моём уроке. Самая главная её особенность в том, что дети являются активными слушателями, также она позволяет провести быстрый контроль знаний на любом этапе урока и повысить мотивацию детей, работать как в группе, так и индивидуально, что позволяет создать психологический комфорт детей на уроке.
Ещё один инструмент, который помогает мне в работе, - это мой сайт.
Свой сайт я создал не потому, что это модно или меня заставили :-), а потому, что это нужно. Я уже имел представление, как должен выглядеть хороший торговый сайт, но были сомнения по поводу сайта образовательного, да и нужно ли это кому-то.
Изначально была цель сделать сайт как накопительную базу. На форуме я создал разделы по классам и разместил теоретический материал в виде презентаций и Хелпики. Обратите внимание на количество просмотров моих разработок.
И когда я увидел, что посетителей сайта становится всё больше и больше, я понял, что это нужно не только мне.
Я углубился в проблемы, и после этого на сайте появился раздел с онлайн-тестами. Для их создания мне пришлось изучить большое количество сервисов в интернете на других сайтах. Остановил свой выбор на конструкторе тестов OnlineTestPad, который позволяет не только проводить анализ пройденного теста, но и предлагает различные решения для сравнения. В итоге учащийся может получить сертификат.
Рассказав учителям про достоинства сервиса и обучив их работать с ним, я предложил размещать им тесты на моём сайте, так как, например, на нс-портале этого сделать нельзя.
В контакте с психологом школы мы создали в разделе «документация» специальную рубрику для родителей и коллег.
Мои ученики, активно пользующиеся сайтом, предложили создать Единую Базу Данных для подготовки к итоговой аттестации и выйти с ней на окружную научно-практическую конференцию.
В итоге мы заняли 1 место в школе и стали лауреатами в округе.
Пришла идея сделать на сайте раздел, в котором будут собраны все основные конкурсы и олимпиады по информатике, так как вся эта информация в интернете была разрознена, что неудобно для детей. В результате заметно выросло количество участников от нашей школы.
Почувствовав свои силы в информатике, учащиеся стали выбирать предмет для сдачи итоговой аттестации в 9 и 11 классе.
Конечно же, на сайте предусмотрена обратная связь. И она работает. Ко мне обращаются посетители сайта с различными просьбами и предложениями.
Необычно увидеть на сайте, посвящённом информатике, раздел «Краеведение», где ребята собирают материалы о родном крае. Эта тема близка мне, интересна детям.
По мере развития информационных технологий, появилась возможность добавлять различные сервисы на сайт, например, ученики 9-х классов могут онлайн читать мои презентации, оставлять свои сообщения из социальных сетей напрямую на мой сайт для согласования темы и плана будущего проекта. Это доказывает: «Социальные сети», при умелом использовании, могут быть инструментом для обратной связи учителя и ученика.
Выглядит это следующим образом:
Сайт продолжает развиваться, и сейчас находится на новом этапе развития. Увлечённых информатикой детей становится всё больше, и они изъявляют желание стать модераторами на сайте и развивать определённые направления (WEB-обзоры, Работы учеников, Электронная База Данных ОГЭ).
Процесс обучения я строю на полном доверии и уважении. Они смело могут мне сказать, что у них возникли трудности, и уверенны, что им помогут разобраться.
Использование инструментов, о которых говорилось ранее, в моей работе, привело к следующим результатам:
- 14% обучаемых мною учеников выбрали профессию, связанную с информационными технологиями и поступили в ВУЗы и ССУЗы по соответствующему направлению подготовки;
- участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах;
- наиболее способные и талантливые ученики в области информатики, прошедшие индивидуальное обучение под моим наставничеством, готовят и проводят мастер-классы по решению задач повышенной трудности из материалов по подготовке к итоговой аттестации.
Могу сказать, что за 3 года из всего Ставропольского района ЕГЭ по информатике выбирают только мои учащиеся, их баллы выше средних по Самарской области.
Дети настолько увлечены и заинтересованы моим предметом, что в школе появился кружок «ИнТеКО», где мы изучаем информационные технологии более глубоко.
Я на верном пути!
Спасибо за внимание!