15:40

 

    «А как быть с нашими чувствами и переживаниями? Мы родители ведь тоже волнуемся, сердимся, устаем и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми, иногда даже мучительно… А кто нас будет слушать? Что нам делать  с нашими собственными переживаниями?».

    На данном уроке речь пойдет о ситуациях, где больше переживает родитель.

    Вот примеры подобных ситуаций.

  1. Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются, вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает, он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.
  2. Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом раздражает вас.
  3. Подросток опять включил магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает.

    Что же делать в подобных ситуациях, когда родителей переполняют эмоции?

    Правило 1 может показаться парадоксальным.

    Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об  этом.

    Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

    Правило 2.

    Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите  О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

    Если вернуться к примерам, ответы родителей могут быть такими:

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

    Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями».

    Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе:

  1. Ну что у тебя за вид?
  2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь.
  3. Ты не мог бы потише?

    В таких высказываниях содержатся слова ты, тебя, тебя.  Их можно назвать «Ты-сообщениями». В ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Ведь каждое «Ты сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику в адрес ребенка.

    «Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением».

1.Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому  результату. Так как полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает сердиды мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.

2.«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать родителей. Нередко родители закрываются от детей броней «авторитета», который стараются поддерживать во что бы то ни стало. Часто родители носят маску воспитателя и боятся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе и человечнее.

3.Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться.

4.Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.

 

    Научиться посылать «Я-сообщения» непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок.

    Одна из них состоит в том, что иногда, начав фразу с «Я-сообщения», родители заканчивают фразу «Ты-сообщением».

    Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»  или «Меня раздражает  твое хныканье!».

    Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например:

    - Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.

    - Меня раздражает, когда дети хнычут.

    Следующая ошибка вызвана боязнью выразить чувство истинной силы.

 

Профилактика эмоциональных проблем (как уменьшить саму возможность появления негативных чувств).

    Правило 3.

    Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

    Правило 4.

    Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

    Правило 5.

    Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

  

 

УПРАЖНЕНИЕ: отработка навыка построения  «Я-сообщения».

 

Ситуация

Ты-сообщение

Я-сообщение

1. Ребенок просит, чтобы родители взяли его в кино, хотя уже в течение нескольких дней он не убирает свою комнату. Уборка комнаты – это обязанность, по поводу которой существует договоренность с родителями.

 

Ты не заслуживаешь того, чтобы пойти в кино, когда ты такой эгоист и так невнимателен к людям!

 

2. Ребенок целый день дуется, уныл и невесел. Матери неизвестна причина.

 

Иди сюда. Хватит дуться. Или разговаривай нормально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком что-то серьезен сегодня.

 

3. Ребенок смотрит по телевизору фильм, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате.

 

Ты что, не можешь быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко?

 

 

4. Дочь обещала погладить скатерть, чтобы накрыть стол к приходу гостей. Целый день она бездельничала, до прихода гостей остался один час, а она не думает начинать работу.

 

Ты целый день бездельничала и не выполнила обещанного! Как ты можешь быть такой легкомысленной и безответственной!

 

5. Дочь забыла прийти домой в установленное время, чтобы пойти с матерью купить туфли, которые так долго просила.

 

Тебе должно быть стыдно! В конце концов, я согласилась купить  тебе эти туфли, а ты даже не позаботилась прийти вовремя.

 

6.Ребенок откладывает момент, когда нужно идти ложиться спать. Отец с матерью хотят побыть наедине.  Ребенок слоняется вокруг, шалит, мешает

 

 

Тебе давно пора ложиться спать. Ты нам надоел! Ты уже должен спать.

 

 

 

 

 

7. Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение пролил молоко.

 

 

 

8. Сын-первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.

 

 

 

9. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил

 

 

 

 

 

 

Категория: Библиотека родителей | Просмотров: 1057 | Добавил: vwc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]