13:56

КАК  СЛУШАТЬ  РЕБЕНКА

 

Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?

 

    Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Правда иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

    Что же это значит – активно слушать ребенка? Начнем с примеров.

    Мама сидит на скамейке в парке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

    Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

    Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

    Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

    Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

 

    Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

 

    Вернемся к примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

    СЫН: Он отнял мою машинку!

    МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

    СЫН: Больше я туда не пойду!

    ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

    ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

    МАМА: Тебе она очень не нравится.

    Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

    - Ну ничего, поиграет и отдаст…

    - Как это ты не пойдешь в школу?!

    - Перестань капризничать, вполне привычная шапка!

    При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

    Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее.

    Такое буквальное сочувствие  родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (не меньшее, а порой гораздо большее оно оказывает на самого родителя).

 

    Дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

    Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване, сидя, откинувшись на спинку кресла. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать или услышать. Будьте внимательны к этим сигналам, которые очень хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в этом.

    Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросу. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

    СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

    Родитель: Ты на него обиделся.

    Возможные неправильные реплики:

    - А что случилось?

    - Ты что, на него обиделся?   

   В данном случае ребенок может подумать, сто родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только фактами, выспрашивая о них. На самом деле это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

    В-третьих,  очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

    В-четвертых, также иногда важно повторить, что,  как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.   Пример:

    СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

    ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.  (Повторение услышанного).

    СЫН: Да, не хочу.

    ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся.  (Обозначение чувства).

    Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем случае слово «водиться» отец заменил словом «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило,  не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

 

 

    Результаты, которые дает способ активного слушания. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка.

  1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

 

 

Категория: Библиотека родителей | Просмотров: 795 | Добавил: vwc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]