Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка
имени Р. Валленберга
РОДИТЕЛИ - В ОТВЕТЕ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Методическое пособие
Санкт-Петербург
2002
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся а социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.
Одной из причин такого положения является существенное снижение воспитательной роли семьи и школы. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения. По данным единовременного учета, проведенного в 1999 л, 59,8% от общего числа не обучающихся детей не посещали школу по неуважительным причинам, при этом 6% из них не имели начального общего образования, 27,4% - основного общего.
В приводимых разными источниками статистики данных от 2,5 до 3 млн. детей России сегодня нигде не учатся и не работают. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей.
В законодательстве РФ сохраняются нормы, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семью и ребенка, в частности можно отметить, что:
- законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, посягательства на его честь и достоинство, ненадлежащие условия воспитания, уклонение от обучения в школе и др. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми, некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях и в учебных учреждениях;
- не установлена законодательная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную среду, преступную деятельность;
-не приняты правовые акты, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, в процессе обучения и воспитании.
Значительное увеличение «социального» сиротства, детей-улицы, детей с асоциальным поведением в России связано с ухудшением условий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей.
В усложнившихся условиях актуальной задачей является формирование ноной государственной политики профилактики социального сиротства, детской безнадзорности, создания системы социально-педагогической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.
Социальная политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как гуманитарное и социального института.
Для сохранения естественных семейных условий жизни и развития детей, снижения социального сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:
-усиление родительской ответственности за создание благоприятных условий для развития и воспитании детей в семье;
-финансовую и материальную поддержку социально-незащищенной семьи;
-создание государственной системы служб сопровождения социально-незащищенных семей;
-формирование общественных отношений признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания.
В новой социальной политике государства в законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями должно быть большее внимание уделено родительской ответственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка.
Объективная необходимость в усилении общественной заботы о семье не снимает с родителей ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Более того, общество рассматривает эту ответственность в качестве первоочередной обязанности родителей. Это требование нашло свое отражение в 26-ой статье Декларации ООН по правам человека, в Семейном Кодексе РФ.
Родительская ответственность - особое нравственно-психологическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Оно включает эмоциональную и рациональную стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимуществен но под влиянием родительской любви, то рациональная сторона - следствие осознания общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.
Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей - комплексная проблема.
Как социальная она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития.
Как психологическая она характеризует: мотивы воспитательной деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей; эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними; способы продуктивного взаимодействия.
Как педагогическая - включает определение содержания и методов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспитание осуществляется методом проб и ошибок. Если раньше опыт воспитания передавался от поколения к поколению непосредственно в общении, то сегодня образ жизни поколений имеет столь существенные различия, что опыт одного - мало приемлем для жизни другого. Отсюда возрастающая роль приобщении взрослых к современным знаниям о воспитании детей, позволяющим пересмотреть привычные представления о методах воспитания, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотношения между родителями и детьми.
Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспитание и обучение детей тесно связана с более общими проблемами -семейным воспитанием в целом и воспитанием воспитателей, т. е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной, кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Разумеется, воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родителям направить имеющиеся ресурсы па то, что в наибольшей степени будет содействовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть причины нарушения воспитательной функции семьи, лежащей в основе снижения родительской ответственности за судьбу ребенка, приводящей к таким асоциальным явлениям как беспризорность и детская преступность. Показано также общественное мнение о необходимости усиления роли семьи в воспитании и обучении ребенка, конкретные социально-педагогические и психологические меры, а также изменение нормативно-правовой базы в отношении родительской ответственности.
1. ПОСЛЕДСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Безнадзорные и беспризорные дети
В настоящее время 85% беспризорных -это «социальные» сироты, т. е. лети при живых родителях. Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонные к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуальных посягательств и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам.
Все более массовый характер приобретает безнадзорность. По данным социологических исследований в настоящее время в России насчитывается 3—4 млн. беспризорных детей и подростков.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить: социально-демографические, психологические, криминальные, экономические (нищета, безработица родителей и т. д.).
Негативное влияние на состояние безнадзорности детей и подростков оказывают нерешенные проблемы школьной дезадаптации и занятости несовершеннолетних.
Ослабление контроля влияния школы является одним из важнейших факторов распространения беспризорности. 30% детей школьного возраста не ходят в школу. Специалисты считают, что 3—4 месяца жизни в беспризорном режиме это порог десоциализации. Чем больше срок беспризорничества детей, тем они опаснее. У них нет ни профессий, ни образования, но есть основной путь - в криминальные группировки. По данным криминологов, через эти группировки прошли до 60% подростков. Практически все подростки, совершившие умышленные преступления, были и остаются членами неформальных криминальных и полукриминальных сообществ.
Большинство бездомных детей городские жители - (80%), в основном, это дети из неблагополучных семей. Причины их отчуждения от семьи жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве; ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.
Образ жизни беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже в возрасте 12 лет и старше не умеют читать. Для безнадзорных детей характерны - грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.
У большинства беспризорников наблюдаются психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства. Среди бродяг, доставляемых в приюты и социально-реабилитационные учреждения, у 12- -14% девочек-подростков выявляются гинекологические заболевания, у 70% детей - нарушения психики, 15% имеют опыт употребления наркотических и психотропных средств.
Безнадзорность, бродяжничество - одна из самых очевидных причин роста правонарушений, наркомании среди детей. По официальным данным, 424.3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. В их составе - значительное число детей, оставшихся без попечения родителей. 8 2000 году подростковая преступность увеличилась на 10%, ее рост наблюдался в 73 из 89 субъектах Российской Федерации. Характерна тенденция автономизации детской преступности, усиления ее организованности, укрепления связей с другими возрастными группами преступного мира.
Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить наиболее существенные факторы, провоцирующие интенсивное развитие детской безнадзорности.
Так, в условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Для большинства из них стали недоступными самые необходимые потребительские товары, услуги в сфере досуга, спорта, культуры.
В 2000 году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло более 243 тыс. семей, в которых родители в необходимой мере не выполняли своих обязанностей. Растет количество удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав (в настоящее время 27640 человек), число родителей, дееспособность которых в отношении детей ограничена.
Дети, лишенные родительского попечения, нередко остаются безнадзорными. За ними не всегда своевременно устанавливается опека (попечительство). В 2000 году из состоящих на учете в милиции 12,7 тыс. детей, лишенных родительского попечения, почти треть не имели опекунов и попечителей, не поучали положенного им пособия от государства.
Родители и школа сегодня не отвечают за то, что ребенок ушел из школы и стал безнадзорным. Социальные педагоги и психологи зачастую не могут помочь подростку разобраться в его проблемах с родителями, учителями, школьными коллективом. Отсутствует система оперативного учета детей, которые не учатся, а закреплены территориально за данной школой.
Реальная эффективность проводимой в стране политики в области профилактики детской безнадзорности остается крайне низкой.
1.2. Дети с нарушением повеления
Чаще всего к этой категории относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не уменьшается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде неработающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, и что особенно тревожно - увеличение девочек в криминальной среде. По состоянию на 1 января 2001 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 410,1 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. - обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работают и не обучаются, 88 тыс. - дети младше 14 лет. В 2000 г. за совершение правонарушений в органы внутренних дел было доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. из них--женского пола. Более 100 тысяч подростков совершили противоправные деяния в составе групп криминальной направленности. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений и антиобщественных действий.
Основную долю среди преступлений подростков в 2000 году составляли кражи (61,3%). Значительная часть подростковых преступлений приходилась на грабежи (7,8%), хулиганство (5,9%). разбои (2,7%), угоны автомобилей (2,7%), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2,0%), вымогательство (1,9%), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1%), мошенничество (0,9%).
Высока криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6— 8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 раз больше.
Не снижается криминальная активность девочек. Их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за последние 3 года увеличилось на 18,4% (в 1998 г.- 12,9 тыс., в 1999 г.- 15,1 тыс., в 2000 г.- 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних участников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 1498 г.-52.6 тыс., в 1999 г.
- 53,6 тыс., в 2000 г. 54,1 тыс.
Большую опасность представляет новое для России явление -детская и подростковая наркомания.
Только в 2000 году выявлено 12,3 тыс. несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (13,7% от всех лиц, поставленных в 2000 г. на учет за злоупотребление наркотиками), и 3,2 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (40,3% от общего числа лиц, поставленных на учет за употребление указанных веществ), в том числе более 10 тыс. подростков с первично установленным диагнозом.
В конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказании наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества (1999 г. - 38 тыс.), и 15,5 тыс. - употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (1999 г. - 14,5 тыс.), из них 16,5 тыс. человек с диагнозом «наркомания» и 9,5 тыс. человек -- с диагнозом «токсикомания» (1999 г.
-соответственно 16,6, тыс. и 8 тыс. человек). Всего в 2000 г. на учете в учреждениях органов здравоохранения состояло 49 тыс. обучающихся и студентов, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (в том числе 11 тыс. несовершеннолетних), и 6,8 тыс., употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (из них 4.6 тыс. - несовершеннолетние).
По сведениям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, из неполных или неблагополучных семей, где родители нередко не дают своего согласия на обследование или лечение ребенка. В органы внутренних дел за противоправную деятельность в 2000 году было доставлено 553 тыс. обучающихся в общеобразовательных учреждениях (на 19,6 тыс., или на 3,4%, меньше, чем в 1999г.).
Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних лед в 2000 году состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс. несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000 году подростков было выявлено свыше 44 тыс., не имеющих даже начального образования.
Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов, школ-интернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за бродяжничество, попрошайничество, склонность к токсикомании и совершению административных правонарушений.
Причиной роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы, недостаточно эффективной работай по обеспечению занятости подростков.
В связи с этим основное внимание органов управления образованием в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков должно уделяться повышению эффективности воспитательной, психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, предотвращению «отсева» обучающихся из массовой школы. В то же время, принимая во внимание существование большого числа детей школьного возраста в силу тех или иных причин покидающих или уже покинувших общеобразовательные учреждения, как и то, что обычная школа сегодня не в состоянии оказать им соответствующую помощь, одним из важнейших направлений деятельности органов управления образованием является создание в каждом регионе (с учетом реальных потребностей конкретного региона) инфраструктуры, целью которой является защита прав детей и подростков, обеспечение социально-педагогической и медико-психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.
2. ОСЛАБЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
СЕМЬИ КАК ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО
ДЕТСТВА
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Воспитательный потенциал семьи, эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся факторы макросреды и тс изменения, которые в ней происходят:
- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
- материальные условия её жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между её членами, их совместная деятельность;
помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Подавляющее большинство детей России воспитывается в семьях (99,7% всех детей до 18 лет), 20% семей с детьми - неполные. Около 1/3 детей являются единственным ребенком в семье. 20% растут в семьях с 3-мя и более детьми.
В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные педагоги), и ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо, к ним с полным основанием относятся следующие проявления:
- усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
- развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
- расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
- рост подростковой преступности, вовлечение детей и подрост ков во взрослые преступные группировки;
- приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
- распространение подростковой и юношеской проституции;
- рост подросткового и юношеского суицида;
падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.
Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуальной.
К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде. Ребенок впитывает згу семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих.
В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную?
О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к девальвации смысла семейной жизни, её ориентации на воспитание детей.
Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полу криминальны и образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.
Вместе с тем, семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.
Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция перепоручения функции воспитания элитным дорогостоящим учебным учреждениям или гувернерам, а с другой стороны - невыполнение семьёй своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения. Процесс социализации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи. Каждою седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, число подростков постоянно вступающих в конфликты с родителями примерно составляет 60%. В случае возникновения противоречий большинство матерей и отцов (61 %) проводят с детьми серьезный разговор, !9% -- лишают их удовольствий, а 6% применяют физические наказания. Судя по полученным данным, родители с низким образовательным уровнем в большей степени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе использованию физических наказаний.
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в гам числе физических) но сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
За последние годы снизились возможности семьи в обеспечении таких насущных потребностей детей, как питание (на это указали 46% родителей) и приобретение одежды и обуви (65%). Что касается реальных возможностей семьи расходовать деньги на воспитательные цели - культурное, эстетическое и художественное развитие детей, организацию их свободною времени, то они весьма ограничены. Ухудшение материального положения большинства российских семей привело к тому, что в группу риска по малообеспеченное™ в настоящий момент попадают не только семьи с ребенком-инвалидом, многодетные семьи и семьи безработных, но также молодые и неполные семьи.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так. благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность её членов. Во внутрисемейных отношениях - полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Однодетная семья—это не только демографическая, социальная и нравственная проблема для общества, но и педагогическая. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Кроме того, единственный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т. п.
Процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенности в себе, в других — повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Дня старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководство даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это. естественно, затрудняет процесс социализации детей.
Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.
Жизни многих детей протекает в неполных семьях. Они часто становятся свидетелями и участникам и таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это. естественно, сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей.
По экспертной опенке несовершеннолетние правонарушители более чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из парной семьи.
Согласно обобщенным за последние годы данным доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%, в их числе 30— -40% подростков, успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимающихся проституцией.
Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, т. е. вынуждены самостоятельно решать материальные и другие проблемы жизнедеятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаше возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
Серьезная проблема неполных семей - неучастие отцов в воспитании детей. Согласно результатам выборочного исследования, в 32% случаев ребенок никогда не встречается с отцом. Только 4% разведенных отцов от распавшегося брака активно помогают в воспитании детей.
Отсутствие 8 подавляющем большинстве систематических контактов с отцом, живущим вне семьи, не позволяет компенсировать влияние неблагоприятных факторов на развитие ребенка. Об этом свидетельствуют следующие данные опроса 980 родителей, проведенного в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (табл.).
Таблица
Влияние характера кон тактов с отцом на поведение ребенка (в %)
Характер контактов |
Натянутые отношения с матерью |
Часто совершает не благовидные поступки |
1. Отсутствующего родителя ребенок не знает |
25 |
37 |
2. Контактов нет |
20 |
33 |
3. Эпизодические контакты |
5 |
16 |
4. Систематические контакты |
3 |
2 |
Полный текст тут.
Всего комментариев: 0 | |