22:55

Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка

имени Р. Валленберга

 

РОДИТЕЛИ - В ОТВЕТЕ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Методическое пособие

 

Санкт-Петербург

2002

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся а социально опасном положении, ухуд­шение физического и психического здоровья подрастающего поко­ления, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспри­зорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Одной из причин такого положения является существенное сни­жение воспитательной роли семьи и школы. Часть школьников нео­боснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числить­ся, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффекти­вен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения. По дан­ным единовременного учета, проведенного в 1999 л, 59,8% от общего числа не обучающихся детей не посещали школу по неуважительным причинам, при этом 6% из них не имели начального общего об­разования, 27,4% - основного общего.

В приводимых разными источниками статистики данных от 2,5 до 3 млн. детей России сегодня нигде не учатся и не работают. Не­смотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения старают­ся избавиться от «трудных» детей.

В законодательстве РФ сохраняются нормы, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семью и ребенка, в час­тности можно отметить, что:

- законодательством не установлена в полной мере ответствен­ность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, посягательства на его честь и достоинство, ненадлежа­щие условия воспитания, уклонение от обучения в школе и др. На­блюдается рост проявления жестокого обращения с детьми, некор­ректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях и в учебных учреждениях;

- не установлена законодательная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную среду, преступную деятельность;

-не приняты правовые акты, содержащие отдельные нормы, ре­гулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, в процессе обучения и воспитании.

Значительное увеличение «социального» сиротства, детей-улицы, детей с асоциальным поведением в России связано с ухудшением ус­ловий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменени­ем отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей.

В усложнившихся условиях актуальной задачей является формирование ноной государственной политики профилактики соци­ального сиротства, детской безнадзорности, создания системы социально-педагогической реабилитации детей и подростков, оказавших­ся в кризисной ситуации.

Социальная политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содей­ствовать развитию и укреплению семьи как гуманитарное и соци­ального института.

Для сохранения естественных семейных условий жизни и разви­тия детей, снижения социального сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:

-усиление родительской ответственности за создание благоприятных условий для развития и воспитании детей в семье;

-финансовую и материальную поддержку социально-незащищенной семьи;

-создание государственной системы служб сопровождения со­циально-незащищенных семей;

-формирование общественных отношений признания как соци­альной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семей­ного воспитания.

В новой социальной политике государства в законодательной си­стеме поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанно­стями должно быть большее внимание уделено родительской ответ­ственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка.

Объективная необходимость в усилении общественной заботы о семье не снимает с родителей ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Более того, общество рассматривает эту ответственность в качестве первоочередной обязанности родителей. Это требование нашло свое отражение в 26-ой статье Декларации ООН по правам человека, в Семейном Кодексе РФ.

Родительская ответственность - особое нравственно-психоло­гическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Оно включает эмоциональную и рациональную сто­роны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимуществен но под влиянием родительской любви, то раци­ональная сторона - следствие осознания общественных запросов и иде­алов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей - комплексная проблема.

Как социальная она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития.

Как психологическая она характеризует: мотивы воспитательной деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли се­мьи и важности воспитания детей; эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними; способы продуктивного взаимодействия.

Как педагогическая - включает определение содержания и мето­дов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспита­ние осуществляется методом проб и ошибок. Если раньше опыт вос­питания передавался от поколения к поколению непосредственно в общении, то сегодня образ жизни поколений имеет столь существен­ные различия, что опыт одного - мало приемлем для жизни другого. Отсюда возрастающая роль приобщении взрослых к современным знаниям о воспитании детей, позволяющим пересмотреть привыч­ные представления о методах воспитания, почувствовать себя уверен­нее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотношения между родителями и детьми.

Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспита­ние и обучение детей тесно связана с более общими проблемами -семейным воспитанием в целом и воспитанием воспитателей, т. е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых дол­жно осуществляться не только (и не столько) путем правового регу­лирования, сколько длительной, кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Разумеется, воспитание родителей само по себе не создает дополни­тельных материальных возможностей, но помогает родителям напра­вить имеющиеся ресурсы па то, что в наибольшей степени будет содей­ствовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть причины нарушения воспитательной функции семьи, лежащей в основе сниже­ния родительской ответственности за судьбу ребенка, приводящей к та­ким асоциальным явлениям как беспризорность и детская преступность. Показано также общественное мнение о необходимости усиления роли семьи в воспитании и обучении ребенка, конкретные социально-педаго­гические и психологические меры, а также изменение нормативно-пра­вовой базы в отношении родительской ответственности.

 

 

 

1. ПОСЛЕДСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Безнадзорные и беспризорные дети

В настоящее время 85% беспризорных -это «социальные» сироты, т. е. лети при живых родителях. Дети, лишенные родительского попече­ния, наиболее склонные к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуальных посягательств и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятель­ность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам.

Все более массовый характер приобретает безнадзорность. По данным социологических исследований в настоящее время в России насчитывается 3—4 млн. беспризорных детей и подростков.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризу­ют нынешнее положение семей, дающих наибольшее число безнад­зорных детей, следует отметить: социально-демографические, пси­хологические, криминальные, экономические (нищета, безработица родителей и т. д.).

Негативное влияние на состояние безнадзорности детей и подро­стков оказывают нерешенные проблемы школьной дезадаптации и занятости несовершеннолетних.

Ослабление контроля влияния школы является одним из важней­ших факторов распространения беспризорности. 30% детей школь­ного возраста не ходят в школу. Специалисты считают, что 3—4 меся­ца жизни в беспризорном режиме это порог десоциализации. Чем больше срок беспризорничества детей, тем они опаснее. У них нет ни профессий, ни образования, но есть основной путь - в криминальные группировки. По данным криминологов, через эти группировки про­шли до 60% подростков. Практически все подростки, совершившие умышленные преступления, были и остаются членами неформаль­ных криминальных и полукриминальных сообществ.

Большинство бездомных детей городские жители - (80%), в ос­новном, это дети из неблагополучных семей. Причины их отчужде­ния от семьи жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве; ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.

Образ жизни беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне огра­ничены и не соответствуют возрасту, многие даже в возрасте 12 лет и старше не умеют читать. Для безнадзорных детей характерны - гру­бость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.

У большинства беспризорников наблюдаются психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства. Среди бродяг, доставляемых в приюты и социально-реабилитационные учреждения, у 12- -14% девочек-подростков выявляются гинеко­логические заболевания, у 70% детей - нарушения психики, 15% име­ют опыт употребления наркотических и психотропных средств.

Безнадзорность, бродяжничество - одна из самых очевидных при­чин роста правонарушений, наркомании среди детей. По официаль­ным данным, 424.3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в орга­нах внутренних дел. В их составе - значительное число детей, оставшихся без попечения родителей. 8 2000 году подростковая пре­ступность увеличилась на 10%, ее рост наблюдался в 73 из 89 субъек­тах Российской Федерации. Характерна тенденция автономизации детской преступности, усиления ее организованности, укрепления связей с другими возрастными группами преступного мира.

Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить наиболее существенные факторы, провоцирующие интенсивное развитие дет­ской безнадзорности.

Так, в условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие пра­вовой, моральной, экономической незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагуб­но влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое разви­тие. Для большинства из них стали недоступными самые необходи­мые потребительские товары, услуги в сфере досуга, спорта, культуры.

В 2000 году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло более 243 тыс. семей, в которых родители в необходимой мере не выполняли своих обязанностей. Растет количество удовлет­воренных судами исков о лишении родительских прав (в настоящее время 27640 человек), число родителей, дееспособность которых в отношении детей ограничена.

Дети, лишенные родительского попечения, нередко остаются безнадзорными. За ними не всегда своевременно устанавливается опека (попечительство). В 2000 году из состоящих на учете в мили­ции 12,7 тыс. детей, лишенных родительского попечения, почти треть не имели опекунов и попечителей, не поучали положенного им посо­бия от государства.

Родители и школа сегодня не отвечают за то, что ребенок ушел из школы и стал безнадзорным. Социальные педагоги и психологи зача­стую не могут помочь подростку разобраться в его проблемах с роди­телями, учителями, школьными коллективом. Отсутствует система оперативного учета детей, которые не учатся, а закреплены террито­риально за данной школой.

Реальная эффективность проводимой в стране политики в облас­ти профилактики детской безнадзорности остается крайне низкой.

 

1.2. Дети с нарушением повеления

Чаще всего к этой категории относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образо­вательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не уменьшается число правонарушений, совершаемых несовершенно­летними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде неработающими. Сохраняется опасная тенденция повышения крими­нальной активности подростков младших возрастов, и что особенно тревожно - увеличение девочек в криминальной среде. По состоя­нию на 1 января 2001 г. на учете в подразделениях по делам несовер­шеннолетних органов внутренних дел состояло 410,1 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. - обу­чающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работают и не обучаются, 88 тыс. - дети младше 14 лет. В 2000 г. за совершение правонарушений в органы внутренних дел было доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. из них--женского пола. Более 100 тысяч подростков совершили проти­воправные деяния в составе групп криминальной направленности. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупот­ребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений и антиобщественных дей­ствий.

Основную долю среди преступлений подростков в 2000 году составляли кражи (61,3%). Значительная часть подростковых преступ­лений приходилась на грабежи (7,8%), хулиганство (5,9%). разбои (2,7%), угоны автомобилей (2,7%), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2,0%), вымогательство (1,9%), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1%), мошенни­чество (0,9%).

Высока криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершен­нолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, прак­тически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществ­ляется подготовка материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6— 8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содер­жании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях вос­питания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 раз больше.

Не снижается криминальная активность девочек. Их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за последние 3 года увеличилось на 18,4% (в 1998 г.- 12,9 тыс., в 1999 г.- 15,1 тыс., в 2000 г.- 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних участников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить рост числа девочек, состоящих на учете в подраз­делениях по делам несовершеннолетних: в 1498 г.-52.6 тыс., в 1999 г.

- 53,6 тыс., в 2000 г.    54,1 тыс.

Большую опасность представляет новое для России явление -детская и подростковая наркомания.

Только в 2000 году выявлено 12,3 тыс. несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (13,7% от всех лиц, поставленных в 2000 г. на учет за злоупотребление наркотиками), и 3,2 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (40,3% от общего числа лиц, поставленных на учет за употребление указанных веществ), в том числе более 10 тыс. подростков с первично установленным диагнозом.

В конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в свя­зи с необходимостью оказании наркологической помощи было заре­гистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих нарко­тические средства и психотропные вещества (1999 г. - 38 тыс.), и 15,5 тыс. - употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (1999 г. - 14,5 тыс.), из них 16,5 тыс. человек с диагнозом «наркомания» и 9,5 тыс. человек -- с диагнозом «токсикомания» (1999 г.

-соответственно 16,6, тыс. и 8 тыс. человек). Всего в 2000 г. на учете в учреждениях органов здравоохранения состояло 49 тыс. обучающих­ся и студентов, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (в том числе 11 тыс. несовершеннолетних), и 6,8 тыс., употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (из них 4.6 тыс. - несовершеннолетние).

По сведениям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федера­ции, значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, из неполных или неблагополучных семей, где родители нередко не дают своего согласия на обследование или лечение ребенка. В органы внутренних дел за противоправную дея­тельность в 2000 году было доставлено 553 тыс. обучающихся в об­щеобразовательных учреждениях (на 19,6 тыс., или на 3,4%, меньше, чем в 1999г.).

Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних лед в 2000 году состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс. несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задер­жанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000 году подрост­ков было выявлено свыше 44 тыс., не имеющих даже начального об­разования.

Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов, школ-интернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за бродяжничество, попрошайничество, склонность к токсикомании и со­вершению административных правонарушений.

Причиной роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспита­тельной функции школы, недостаточно эффективной работай по обес­печению занятости подростков.

В связи с этим основное внимание органов управления образова­нием в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков должно уделяться повышению эффективности воспитательной, психолого-педагогической работы с обучающими­ся, воспитанниками образовательных учреждений, предотвращению «отсева» обучающихся из массовой школы. В то же время, принимая во внимание существование большого числа детей школьного возра­ста в силу тех или иных причин покидающих или уже покинувших общеобразовательные учреждения, как и то, что обычная школа се­годня не в состоянии оказать им соответствующую помощь, одним из важнейших направлений деятельности органов управления образо­ванием является создание в каждом регионе (с учетом реальных по­требностей конкретного региона) инфраструктуры, целью которой является защита прав детей и подростков, обеспечение социально-педагогической и медико-психологической помощи несо­вершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведе­нии и социальной адаптации.

 

 

 

2. ОСЛАБЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

СЕМЬИ КАК ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО

ДЕТСТВА

 

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на фор­мирование у детей определенных качеств, но и те, которые заклады­вает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Воспитательный потенциал семьи, эффективность его реализа­ции обусловлены многими социальными (политическими, экономи­ческими, демографическими, психологическими) факторами объек­тивного и субъективного характера. К ним относятся факторы макросреды и тс изменения, которые в ней происходят:

-   структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

-   материальные условия её жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

личностные характеристики родителей (социальный статус, уро­вень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ори­ентации и установки на воспитание и образование детей);

психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между её членами, их совместная деятельность;

помощь семье со стороны общества и государства в образова­нии и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Подавляющее большинство детей России воспитывается в семь­ях (99,7% всех детей до 18 лет), 20% семей с детьми - неполные. Около 1/3 детей являются единственным ребенком в семье. 20% рас­тут в семьях с 3-мя и более детьми.

В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные педагоги), и ученые, исследующие феномен семьи, ха­рактеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо, к ним с полным основанием относят­ся следующие проявления:

- усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспе­ченных семей;

- развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

-   расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

-   рост подростковой преступности, вовлечение детей и подрост­ ков во взрослые преступные группировки;

-   приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

-   распространение подростковой и юношеской проституции;

-   рост подросткового и юношеского суицида;

падение авторитета родителей и педагогов, обострение конф­ликтности в школе и семье.

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоя­тельств, делающих проблему социально-педагогической помощи се­мье весьма актуальной.

К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде. Ребенок впитывает згу семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих.

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает трево­га: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важ­нейших функций - воспитательную?

О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рожда­емости, что приводит к девальвации смысла семейной жизни, её ори­ентации на воспитание детей.

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуаль­ных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют вос­питание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полу криминальны и образ жизни роди­телей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем, семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгля­ды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межлич­ностными связями между родителями и ребенком, сильным противо­действием внешнего окружения влиянию отца и матери.

Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция перепору­чения функции воспитания элитным дорогостоящим учебным учреж­дениям или гувернерам, а с другой стороны - невыполнение семьёй своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения. Процесс социали­зации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представле­ниях, взглядах, мнениях членов семьи. Каждою седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, число подростков постоянно всту­пающих в конфликты с родителями примерно составляет 60%. В слу­чае возникновения противоречий большинство матерей и отцов (61 %) проводят с детьми серьезный разговор, !9% -- лишают их удовольствий, а 6% применяют физические наказания. Судя по полученным данным, родители с низким образовательным уровнем в большей сте­пени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе использованию физических наказаний.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: об­щим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; не­хваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов об­щения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в гам числе физических) но сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отно­шению к детям.

За последние годы снизились возможности семьи в обеспечении таких насущных потребностей детей, как питание (на это указали 46% родителей) и приобретение одежды и обуви (65%). Что касается реаль­ных возможностей семьи расходовать деньги на воспитательные цели - культурное, эстетическое и художественное развитие детей, органи­зацию их свободною времени, то они весьма ограничены. Ухудшение материального положения большинства российских семей привело к тому, что в группу риска по малообеспеченное™ в настоящий момент попадают не только семьи с ребенком-инвалидом, многодетные семьи и семьи безработных, но также молодые и неполные семьи.

Существует деление семей по степени их воспитательного воз­действия на детей. Так. благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где уме­ют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятель­ность её членов. Во внутрисемейных отношениях - полное взаимо­понимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

Однодетная семья в большей степени характеризуется конфлик­тными ситуациями, чем многодетная. Однодетная семья—это не только демографическая, социальная и нравственная проблема для общества, но и педагогическая. Братья и сестры нужны ребенку в семье как со­участники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, обще­ние с ними в семье делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Кроме того, единствен­ный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспи­тания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, на­против, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т. п.

Процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенности в себе, в других — повышенная агрессивность, неадек­ватная реакция на жизненные ситуации. Дня старших детей в много­детной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководство даже в тех случаях, когда для этого нет осно­ваний. Все это. естественно, затрудняет процесс социализации детей.

Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физичес­кая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она име­ет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожале­нию, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опас­ный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Жизни многих детей протекает в неполных семьях. Они часто становятся свидетелями и участникам и таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родитель­ской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это. естественно, сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социа­лизации детей.

По экспертной опенке несовершеннолетние правонарушители бо­лее чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из парной семьи.

Согласно обобщенным за последние годы данным доля подрост­ков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%, в их числе 30— -40% подростков, успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимающихся проституцией.

Существенно больше в неполных семьях педагогически запу­щенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в пол­ных, остаются без всякого присмотра, т. е. вынуждены самостоятель­но решать материальные и другие проблемы жизнедеятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье зна­чительно чаше возникают конфликты между матерью и детьми-под­ростками.

Серьезная проблема неполных семей - неучастие отцов в воспи­тании детей. Согласно результатам выборочного исследования, в 32% случаев ребенок никогда не встречается с отцом. Только 4% разве­денных отцов от распавшегося брака активно помогают в воспита­нии детей.

Отсутствие 8 подавляющем большинстве систематических кон­тактов с отцом, живущим вне семьи, не позволяет компенсировать влияние неблагоприятных факторов на развитие ребенка. Об этом свидетельствуют следующие данные опроса 980 родителей, прове­денного в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (табл.).

Таблица

Влияние характера кон тактов с отцом на поведение ребенка (в %)

Характер контактов

Натянутые отношения с матерью

Часто совершает не    благовидные поступки

1. Отсутствующего родителя ребенок не знает

25

37

2. Контактов нет

20

33

3. Эпизодические контакты

5

16

4. Систематические контакты

3

2

 

Полный текст тут.

Категория: Библиотека родителей | Просмотров: 4469 | Добавил: vwc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]