14:18

Самоуважение; Я – концепция, Я – образ.

 

      Ребенок не рождается с отрицательными представлениями о себе. Все дети считают себя замечательными. То, каким образом ребенок будет оценивать себя спустя  какое-то  в значительной степени определяется «посланиями» – сигналами, которые он получает от своих родителей. Но в конечном счете ребенок сам переводит для себя эти послания. Ребенок будет отбирать для себя из своего внешнего окружения всё, что будет подкреплять родительские послания.

      Haim Ginott говорит, что если ребенок придерживается  мнения о себе как о глупом или безобразном, мы не можем что-то ему сказать или что-то сделать , чтобы сразу изменить для него его образ. «Человек с устоявшимися представлениями о себе оказывает сопротивление при открытых попытках их изменить. Как сказал один ребенок своему отцу: «Я понимаю, что ты желаешь мне добра, папа, но я не настолько глуп, чтобы поверить, что я такой уж блестящий».  Ginott предостерегает родителей, чтобы они не смешивали два понятия: общей похвалы и описательной похвалы. Если родители говорят: «Спасибо тебе, что ты помыл машину. Мне нравится, как теперь она выглядит», ребенок переведет это послание себе таким примерно образом: «Я способен хорошо сделать дело, когда мою машины». Если же родители говорят: «Что за чудесный ребенок! Лучше тебя никто в целом мире не вымоет машину!», ребенок может перевести это следующим образом: «Я знаю, что я совсем не так уж великолепен, поэтому, должно быть меня дурачат».

      Не всегда просто обнаружить источник заниженной самооценки у ребенка. Иногда послания, которые он получает, очень неопределенны и зыбки. Иногда ребенок украшает их, привнося в них собственные фантазии. Иногда они возникают или усиливаются в результате ситуаций или событий, которые родители не контролируют или о которых они не знают. И, кроме этого, отсутствие в нашем обществе уважения к ребенку как самостоятельному человеческому существу способствует снижению у ребенка чувства собственной ценности.

      Дети могут даже не осознавать, что их чувства по отношению к себе не так уж благоприятны, хотя и понимают: что-то не в порядке. Низкая самооценка может проявляться множеством разнообразных способов: хныканьем, потребностью во что бы то ни стало добиваться своего, обязательно побеждать в играх, хвастовством, стремление раздавать сладости, деньги или игрушки, различными способами привлечь к себе внимание (например, кривляньем, глупыми выходками, передразниванием), антисоциальным поведением, постоянной потребностью критиковать себя, отгороженностью или застенчивостью, склонностью перекладывать вину на других, извинениями перед всеми, опасениями по отношению ко всему, недоверчивостью, жадностью, оборонительным поведением, перееданием, сверхугодливостью, ощущением неспособности сделать выбор и принимать решения, неспособностью сказать «нет». Этот перечень включает все типы поведения, которые могут привести к направлению ребенка на психотерапию. Поскольку в нашем обществе ценятся быстрые, ловкие дети, неловкие и неуклюжие часто имеют низкую самооценку. Общество вообще может быть источником снижения ощущения собственной ценности. Те, кто пользуется в обществе большим уважением сточки зрения культуры – люди худощавые, привлекательные, богатые – могут чувствовать себя не лучше, чем полные, менее привлекательные, более бедные, но самооценка людей, которые считаю себя принадлежащим к последним категориям, может снижаться под влиянием ценностей, принятых  обществом.

       В процессе терапии у ребенка есть возможность вернуть ощущение своего Я, избавиться от обыденного представления о себе, которое возникает как следствие утраты этого ощущения. У ребенка есть шанс почувствовать свои собственные потенциальные возможности, почувствовать себя как дома в окружающем мире. Психолог может помочь ребенку преодолеть отрицательные послания и трансформировать их в положительные. Вернув себе ощущение своего Я, ребенок затем может полностью включиться в процесс исследования и открытий в своем мире.

      Вот некоторые из основных рекомендаций для родителей, чтобы стимулировать развитие у ребенка чувства собственного Я.

  • Слушать, признавать и принимать  чувства ребенка.
  • Относиться к нему с уважением. Принимать его таким, какой он есть.
  • Использовать поощрения применительно к ситуации.
  • Быть честным с ребенком.
  • Использовать обращения, начинающиеся словом «я», предпочтительнее, чем начинающиеся словом «ты».  «Я сойду с ума от грохота твоего проигрывателя» лучше, чем «Ты так шумишь!».
  • Делать только конкретные замечания; не использовать выражения типа «Ты всегда…» или «Ты никогда…».
  • Предоставить ребенку возможность брать на себя ответственность, быть независимым и иметь свободу выбора. Хотя ребенок и нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще более необходимо жизненное пространство, в котором он может научиться управлять своей собственной жизнью.
  • Следует привлекать ребенка к решению проблем и принятию решений, касающихся его собственной жизни, уважать его чувства, потребности, желания, предположения, разумные решения.
  • Предоставлять ребенку возможность экспериментировать, удовлетворять свои интересы, проявлять или не проявлять свои творческие способности.
  • Помнить о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность сильно отличается от вашей.
  • Быть для ребенка хорошим примером: быть о себе достаточно высокого мнения, действовать исходя из своих интересов.
  • Реализовать подход: ценить самого себя – это хорошо. Прекрасно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений. Хорошо находить что-то приятное для себя.
  • Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы…» и ненужных светов.
  • Принимать ребенка всерьез. Считаться с его суждениями: ребенок сам знает, когда он голоден, а когда нет.

 

      Если ребенок выражает негативное самоощущение, родители должны проявлять осторожность и не вступать с ним в прямое противоречие. Например, если ребенок говорит: «Я так уродлив!», возможный ответ: «О, нет! Ты так хорош собой!»  способен только усилить его отрицательное самоощущение, а не уменьшить его. Изменение должно произойти во внутреннем мире ребенка, и этого можно достичь только через признание и принятие его негативных чувств.

      В том случае, если негативные чувства открыто выражаются, они могут быть исследованы полностью. Если ребенок говорит о том, какой он негодный игрок в мяч, его можно попросить  рассказать подробнее о том, в чем именно проявляется его плохая игра. Обычно в этом случае в каком-то месте своего рассказа ребенок делает паузу и говорит: «Пожалуй, я на самом деле не такой уж плохой» или «Ладно, я не слишком хорошо играю в мяч, но зато я не плохо плаваю». Это хороший пример, иллюстрирующий «Парадоксальную теорию изменений». Изменения наступают тогда, когда человек приходит к тому, каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть не тем, кем является. Изменения не происходят, если сам субъект или кто-то другой пытается вынуждать его к изменениям, но они наступают, если время и усилия прилагаются там, где человек находится, будучи полностью включенным в текущую ситуацию. Отвергая роль изменяющего агента, мы открываем путь к значительным и упорядоченным изменениям. 

Категория: Библиотека родителей | Просмотров: 790 | Добавил: vwc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]