«Яндекс – найдется все». Скорее всего, вы слышали этот рекламный слоган. Нет такого пользователя интернет, по крайней мере, среди русскоязычной аудитории, кто не знает что такое Яндекс. Главная страница сервиса прописана «домашней страницей» у многих пользователей. И это не удивительно. Каждый день появляются новые сайты. Количество информации растет лавинообразно. Представьте, что вы пришли в огромную библиотеку, где все книги перепутаны. Вряд ли у вас получится быстро найти нужную информацию. Вот так и с интернетом. Только дело обстоит еще хуже. В такой ситуации нужны какие-то механизмы, которые помогут найти ответы на интересующие вопросы. Вот тут на помощь и приходят поисковые системы. Яндекс – одна из таких.
Поисковые алгоритмы постоянно совершенствуются. Разработчики стремятся к тому, чтобы результаты наиболее полно и точно соответствовали запросам пользователей, а сами запросы можно было написать на естественном языке. В большинстве случаев достаточно в произвольной форме указать поисковой машине, что надо найти и получить вполне удовлетворительный результат.
Но не многие пользователи догадываются, что можно производить более точный поиск с помощью специального языка запросов и дополнительных инструментов. Каждая поисковая система имеет свой «диалект» этого языка, но все они очень похожи. Освоить его не сложно. Вы не пожалеете о потраченном времени, когда начнете применять полученные знания на практике.
Для поиска информации в интернет с помощью Яндекса вовсе не обязательно знать все тонкости работы поисковой машины, но знание некоторых простых правил сделает этот процесс более эффективным.
Простой запрос формулируется на естественном языке. Это может быть одно слово или фраза. Яндекс будет производить поиск по все словоформам. Например, вы задали – «космос». Система найдет «космос», «космоса», «космический» и т.п.
Всегда используйте несколько слов для более точной формулировки. «Журналы про космос» — понятно, что речь идет о журналах, а не фильмах или марке сигарет.
Вы могли заметить, что при наборе поискового запроса, сервис дает подсказки, пытаясь предугадать, что вы хотите написать. Они формируются на основе запросов других пользователей, а также ваших собственных. Самые частые из них отображаются первыми. Обратите внимание на эти подсказки. Возможно, в них уже сформулировано то, о чем вы хотели спросить в наиболее подходящей форме.
Далее, после того как Яндекс выдал первую порцию ответов, он предлагает диалоговые подсказки. Как они выглядят, смотрите на рисунке ниже. По вашему запросу сервис понимает, что вас интересует, и пытается помочь. Например, если вы ищите информацию о Кевине Костнере, Яндекс предложит дополнить запрос словами: фильмография, википедия, фото, видео и др. Кликните по любому из них мышкой для быстрого перехода к результатам уточненного запроса.
Поисковая машина Яндекса ищет по ключевой фразе в сети не только веб-страницы, но также картинки и видео. В нашем примере достаточно щелкнуть мышкой по соответствующему значку слева от результатов для того, чтобы посмотреть фотографии или видеоролики с участием киноактера.
Во многих случаях качество результата поиска можно улучшить с помощью языка запросов. Ниже приведены наиболее часто используемые конструкции и рекомендации по их использованию. В приведенных ниже примерах они заключены в []. Когда вы используете выражения языка запросов на Яндексе, квадратные скобки ставить не надо.
Заключайте запрос в «» для точного поиска. Если написать «притяжение космоса», то Яндекс будет искать страницы с точным совпадением фразы.
Используйте | для поиска информации с любым из слов списка. По запросу, [яблоки | груши | сливы | морковь | апельсины] будут выданы «салат из моркови с апельсинами», «яблоко, груша и апельсин вместе…», «яблоко – калорийность, полезные свойства…». То есть, в результате должны быть слова «яблоко» или «груша» или «слива» или «морковь» или «апельсин».
Для поиска слов в одном предложении применяйте &. Если вы хотите найти рецепт блюда для здорового питания, в котором присутствуют сразу и шпинат и сельдерей и проростки, напишите следующее: [шпинат & сельдерей & проростки].
+ выделяйте обязательное слово. К примеру, по запросу [генномодифицированные продукты +соя] будут показаны сайты, на которых есть информация генномодифицированной сое. Плюс не должен отделяться пробелом от ключевого слова.
- исключайте слова. Предположим, вы хотите узнать, как выращивать орхидеи, но не желаете видеть предложения цветочных магазинов. Конструкция [орхидеи –купить] поможет в этом. Минус не должен отделяться пробелом от ключевого слова.
site: поможет уменьшить круг поиска до сайта. Например, надо найти все статьи, в которых упоминается слово музыка на сайте web-komfort.ru. Пишем такой запрос: [музыка site:web-komfort.ru]. Поиск будет проводиться исключительно на этом сайте.
Вы можете задать дополнительные параметры поиска. Для этого нажмите кнопку «Настройка» справа от поисковой строки. Появится панель с дополнительными параметрами:
Для тех, кому этого показалось мало и кто не желает разбираться с более сложными элементами языка запросов, рекомендую использовать расширенный поиск. Для этого перейдите по этой ссылке:
Поля можно комбинировать в произвольном порядке. По окончании настройки нажмите кнопку «Найти». Результат показанного на рисунке запроса будет выглядеть так, как показано ниже.
В поисковой строке вы видите выражение на языке запросов Яндекса. Расширенный запрос накладывает ограничения на искомую информацию и делает результат более точным.
Расширенный поиск Яндекса предоставляет удобную форму для уточнения запроса. Но в ней задействован далеко не весь потенциал сервиса. Ниже приведены некоторые «продвинутые» конструкции языка запросов. Подробную информацию можно получить
&& — поиск слов в одном документе. Если надо найти документ, в котором обязательно встречаются два и более слова, но они необязательно должны находиться рядом, используйте двойной амперсанд.
Слово /число слово – расстояние между словами. Число после оператора / означает, что между словами может быть не более (число – 1) слов. Например, по запросу [Ремарк /2 обелиск] Яндекс покажет следующие результаты.
!Слово – учитывать заглавную букву. Если надо, чтобы слово встречалось в тексте именно с большой буквы то используйте оператор !. Результаты запросов [дон] и [!Дон] будут отличаться.
title:(выражение) – поиск в заголовке документа. Будут показаны только те документы, в которых «выражение» встречается в заголовке.
mime:тип файла – поиск по типу файла. Применяйте этот оператор, если надо найти документы в формате pdf, doс, xlsи др. Например, [mine:pdf электроника основы].
Из операторов поискового языка можно составлять сложные выражения, делая поиск еще более целенаправленным. Когда мы использовали форму расширенного поиска в приведенном выше примере, то могли бы вместо нее применить выражение: [title:(!(варенье из ревеня))].
Если вы заинтересовались языком запросов, обратитесь к справочной системе Яндекса. А на сегодня это все. Надеюсь, что приведенные в статье рекомендации помогут вам быстрее и с большей точность находить нужные сведения.
Всего комментариев: 0 | |